Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (274) | 23 марта 2009г.
 

Мало, но дорого

Самарским продавцам иностранных автомобилей стало невыгодно работать «под заказ»

Илья Казаков

На прошлой неделе недоступны для звонков были офисы самарских компаний ООО «Эр Джи Эн Моторс» и ООО «Автобэст-Самара», занимающихся продажей иномарок. А еще в декабре 2008 г. нишу иномарок покинули ООО «Вик-Авто» и ООО «Хино-Самара». Эти четыре компании занимались заказными поставками новых и подержанных автомобилей из США и Японии в Самару. Эксперты связывают их уход с рынка не только с повышением ввозных пошлин с 12 января 2009 г.

В Самаре в 2000-х гг. появилось около 15 фирм, занимавшихся доставкой автомобилей из-за рубежа «под заказ», не являясь при этом официальным дилером того или иного производителя. Наибольшую известность среди таких фирм получили ООО «Эр Джи Эн Моторс», ООО «Автобэст-Самара», ООО «Хино-Самара», ООО «Вик-Авто», ООО автохолдинг «Японка» и др. На руку этим компаниям сыграл начавшийся в конце 2008 г. мировой финансовый кризис: цены на автомобили в США значительно снизились, активно стимулируя продажи. Но уже 12 января в России вступило в силу декабрьское решение правительства о временном повышении пошлин на иномарки в целях поддержки отечественного автопрома. В 2008 г. минимальная ставка пошлины составляла от 1,4 евро за куб. см объема двигателя (если его объем не превышал 1,0 л) до 2 евро за двигатель объемом до 3,0 л. После утверждения новых тарифов минимальная ставка для легковых моделей с пробегом начинается от 2,5 евро, а ее верхний предел отодвинулся до границы 5,7 евро. В итоге средние пошлины на новые и трехлетние автомобили из США и Японии повысились с 25% до 35-45% от их таможенной стоимости. А на подержанные авто старше пяти лет стали, по сути, запретительными, составив больше 60% от стоимости автомобиля. Во многих случаях покупателю стало дешевле приобрести новый автомобиль у официального дилера в Самаре, чем рисковать деньгами и заказывать по фотографии одно-, двухлетнюю машину из США. В одночасье прибыльный бизнес превратился в крайне нерентабельный. Часть компаний была вынуждена переориентировать бизнес. Ведущий эксперт ИК «Финам» Дмитрий Баранов прокомментировал это следующим образом: «Сейчас относительно бесплатно, а значит, и выгодно ввезти в Россию можно лишь автобусы не старше пяти лет и седельные тягачи, соответствующие экологическому стандарту «Евро-4».

Ажиотажа в салонах не наблюдается
Ажиотажа в салонах не наблюдается

Этой возможностью уже воспользовался один из старейших игроков этого рынка — ООО «Хино-Самара». С июня 2000 г. эта компания является представителем крупного дальневосточного технохолдинга «Сумотори». Как уточнили в организации, сейчас иномарками она не занимается, переключилась преимущественно на водную технику и грузовики. Подобным же образом поступила и компания ООО «Новатор Авто», входящая в группу компаний ООО «Поволжский железобетон». Ранее фирма занималась прямыми поставками и продажей новых и подержанных иномарок из США, Европы и Южной Кореи.

Однако не только повышение пошлин сыграло на падении спроса на иномарки. Иностранные автопроизводители сократили или вовсе приостановили выпуск новых автомобилей. При этом сокращение товарных запасов автомобилей без выпуска новых позволяет им даже увеличивать отпускную цену на них. В отдельных случаях этот рост в абсолютных ценах в разы превысил долю наценки от увеличившейся таможенной пошлины.

«Продажи иномарок с начала года снизились более чем на 50%, и сейчас мы продаем только тяжелые тягачи, на них небольшой спрос еще сохранился. Что делать после того, как и он сойдет на нет, пока не решили, открыты для любых предложений», — рассказал о своих перспективах заместитель директора ООО «Поволжский железобетон» Виктор Григорьев. Хуже обстоят дела у компаний, которые изначально ориентировались только на поставки легковых автомобилей. На звонки корреспондента «Хронографа» никто не поднял трубку в ООО «Эр Джи Эн Моторс», в ООО «Автобэст-Самара».

Дозвониться по телефонам, указанным на официальном сайте, можно было лишь до ООО «Вик-Авто». Женщина, ответившая на звонок, представилась бухгалтером организации и сообщила, что с декабря 2008 г. в ООО «Вик-Авто» распустили весь персонал, сейчас в офисе компании находится она одна — заполняет формы отчетности.

Любопытно, что на плаву еще остается ООО автохолдинг «Японка», специализирующееся на японских легковушках. Как рассказал «Хронографу» менеджер ООО автохолдинг «Японка» Эмир Карманаев, «продажи снизились примерно на 40%, в основном существуем за счет малолитражных автомобилей, они подорожали незначительно». По мнению Баранова, это не совсем так. «На автомобили с небольшим объемом двигателя, так называемые японские «кей-кары», цена с новыми пошлинами возросла на 30-45%, — считает эксперт. — Покупателям, учитывая скидки в официальных автосалонах, сейчас выгоднее покупать новые леворульные автомобили с гарантией». Не радует «заказных» дилеров и перспектива субсидирования ставки по кредитам, предложенная Владимиром Путиным. Премьер-министр предложил кредиты на покупку автомобилей ценой до 350 тыс. р., фактически поставив под удар последний оплот «серых» дилеров, в котором находятся малолитражные автомобили с относительно невысокими пошлинами и, значит, низкими ценами. Учитывая все факторы, компании будут вынуждены перевести бизнес в другие сферы или закрыться. По мнению Баранова, альтернативой для них может стать официальная продажа китайских брендов, которые не прописывают в требованиях к дилеру специальное здание автосалона и наличие сервисной станции. Или переориентация бизнеса на обслуживание и поставку запчастей к уже проданным компаниями автомобилям из США и Японии.