Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (273) | 16 марта 2009г.
 

Теневой модератор

Новость о банкротстве заводов Группы «СОК» может быть интересна Аветисяну

Сейдамет Абреков, Денис Федоров

На прошлой неделе стало известно, что ОАО «АВТОВАЗ» якобы намерено добиваться банкротства ряда предприятий Группы «СОК». Причиной стали убытки, понесенные АВТОВАЗом во время простоя конвейера. Предприятия Группы «СОК» отказались поставлять свою продукцию на АВТОВАЗ. По мнению наблюдателей, инициатива по банкротству предприятий, подконтрольных Юрию КАЧМАЗОВУ (на фото), может исходить от структур, известных председателю правления ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ) Владимиру АВЕТИСЯНУ.

10 марта ИА «Интерфакс» распространило сообщение, в котором есть фраза: «Руководство ОАО «АВТОВАЗ» намерено через суд добиваться банкротства пяти автокомпонентных предприятий Группы «СОК» из-за нанесенных Волжскому автозаводу убытков за время вынужденного двухдневного простоя главного конвейера». Причем эти слова приписывались анонимному источнику информагентства на АВТОВАЗе.

3 марта конвейер АВТОВАЗа действительно был остановлен из-за того, что предприятия-поставщики, входящие в Группу «СОК», отказались продолжать поставки комплектующих (см. «Хронограф» №8 (272) от 10.03.09). Причиной этого стала задолженность АВТОВАЗа. Уже 5 марта после проведенных переговоров работа была возобновлена.

Однако на прошлой неделе нашлись инициаторы вброса заведомо скандальной информации о начале процедуры банкротства предприятий Группы «СОК». Но что пресс-секретарь Группы «СОК» Дмитрий Румянцев пояснил, что никаких официальных писем касательно планов по судебным разбирательствам Группа «СОК» не получала. «В любом случае ничего, кроме недоумения, данное заявление не вызывает. В текущей ситуации банкротство поставщиков — это, наверное, действительно единственная важная проблема, с которой пришлось столкнуться ОАО «АВТОВАЗ», -сказал Дмитрий Румянцев. Аналитик инвестиционной компании (ИК) «Финам» Владислав Исаев не думает, что АВТОВАЗ будет инициировать подобные судебные разбирательства. «Заявления об этом делались скорее с целью оказания давления на остальных поставщиков АВТОВАЗа, чтобы они не прекращали поставки комплектующих на завод. Т.к. в суд подавать никто не будет, то и убытков у ОАО «АВТОВАЗ» нет, тем более что у завода и так снижаются продажи автомобилей», — считает аналитик.

Между тем, по сообщению пресс-службы АВТОВАЗа, 11 марта президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин провел встречу с руководителями компаний, являющихся основными поставщиками завода. «Как отметил Борис Алешин, первое, что предполагает сделать компания, это рассчитаться с поставщиками денежными средствами за поставки первых трех месяцев 2009 г. Учитывая корректировку своего производственного плана и в целом сложную ситуацию в отрасли, в которой оказались поставщики, АВТОВАЗ будет выдерживать курс расчетов с поставщиками в 2009 г. денежными средствами. Что касается задолженности АВТОВАЗа перед поставщиками за 2008 г., то предприятие продолжит осуществление расчетов по вексельной схеме. Одновременно будут предприняты меры по повышению ликвидности векселей, используемых в расчетах», — проинформировала пресс-служба АВТОВАЗа.

По предположениям источников «Хронографа», информацию об инициативе АВТОВАЗа по банкротству автокомпонентных предприятий СОКа могли спровоцировать известные председателю правления ОАО «ОАТ» Владимиру Аветисяну структуры. По их мнению, новость о банкротстве ему могла быть интересной.

Сегодня Аветисян занят работой по консолидации автокомпонентных предприятий в единый холдинг. Пул заводов СОКа составляет самую крупную долю среди поставщиков ВАЗа. Соответственно это может рассматриваться как наиболее привлекательное направление для поглощения бизнеса. Пресс-секретарь Владимира Аветисяна Владимир Кострюков не стал ни опровергать, ни подтверждать все эти моменты, ограничившись коротким ответом: «Без комментариев».

Несмотря на проблемы с поставщиками, АВТОВАЗ имеет неплохие перспективы по сбыту своей продукции. По имеющейся информации, уже после 20 марта банки начнут выдавать кредиты с субсидированной процентной ставкой. 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ (8,67%) будут возмещаться государством заемщику в случае покупки автомобиля, произведенного в России, стоимостью до 350 тыс. р. Кроме того, председатель правительства РФ Владимир Путин подписал постановление от 4 марта 2009 г. №194, согласно которому ОАО «РЖД» будет обеспечивать в 2009 г. перевозку по железной дороге автомобилей на Дальний Восток без взимания провозной платы. Также ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «Россельхозбанк» подписали генеральное соглашение о сотрудничестве. Россельхозбанк будет предоставлять кредиты для покупки произведенной на АВТОВАЗе автомобильной техники жителям сельской местности.

Комментарии

Дмитрий РУМЯНЦЕВ, пресс-секретарь Группы «СОК»

- Поставки комплектующих на конвейер ОАО «АВТОВАЗ» были приостановлены ввиду большой задолженности перед нашими предприятиями за отгруженную продукцию. Вследствие этого мы не могли рассчитаться со своими субпоставщиками. Мы неоднократно обращались к руководству ОАО «АВТОВАЗ» с предложением совместного поиска решения выхода из сложной ситуации, в которой оказались наши предприятия, однако наши обращения остались без ответа.

Группа «СОК» и в дальнейшем планирует сотрудничать с ОАО «АВТОВАЗ». Мы всегда настроены на конструктивный диалог. Наши предприятия на протяжении нескольких лет являются лучшими и отличными поставщиками ОАО «АВТОВАЗ», по оценке самого завода. В текущих условиях необходимо объединять усилия для повышения эффективности работы.

Владислав ИСАЕВ, аналитик ИК «Финам»

- Группа «СОК» не откажется от сотрудничества с АВТОВАЗом, потому что у нее с заводом давние и тесные связи. И поиски нового клиента такого размера и объемов закупок вряд ли приведут к положительному результату, а лишь увеличат расходы группы. Т.к. обе стороны выбрали свой стратегический путь развития, то им нужно помириться и завершить сделку по обмену «ИжАвто» на «Лада-сервис».