Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (272) | 10 марта 2009г.
 

Карта Графского

Эксперимент департамента транспорта Самары в очередной раз провалился

Анна Пенкина

5 марта в Думе г. о. Самара (ДГОС) был рассмотрен вопрос о ходе реализации проекта автоматизированной оплаты проезда в городском пассажирском транспорте «Электронный проездной». Выяснилось, что эксперимент департамента транспорта мэрии Самары, возглавляемого Валерием ГРАФСКИМ (на фото), близок к провалу. Муниципальные транспортные предприятия отмечают снижение пассажиропотока на 20%, в результате чего они теряют 10-15 млн. р. ежемесячно. Между тем транспортники Самары уже затратили десятки миллионов рублей на инвестиции в данный проект. По прогнозам специалистов, чтобы компенсировать дальнейшие потери транспортных предприятий, потребуются колоссальные дотации из городского бюджета.

Ударили по карману

Аналитики предполагают, что городская администрация лоббирует интересы оператора проекта «Электронный проездной» ООО «Самарская карта». Оно имеет связи с Группой «СОК». На сегодняшний день ООО «Самарская карта» -единственное предприятие, получающее от реализации проекта стабильный доход.

Реализация проекта «Электронный проездной» идет в Самаре с лета 2008 г. Транспортные карты стали распространяться в областной столице с 14 июля 2008 г. С 14 августа реализуются услуги по перевозке пассажиров с их использованием. 12 августа 2008 г. мэр Самары Виктор Тархов подписал постановление «Об установлении тарифов на оплату проезда и провоза багажа в городском пассажирском транспорте г. о. Самара». В нем устанавливалась стоимость проезда при оплате с помощью пластиковых карт 10 р. Школьные и студенческие карты распространяются с октября, а используются с 1 ноября 2008 г.

Между тем самарцы не спешат переходить на автоматизированную систему оплаты проезда. Более того, за время реализации проекта в городе прошло несколько акций протеста против введения электронного проездного. Дело в том, что стоимость электронной карты (100 р.), по мнению аналитиков, завышена, а оплата проезда с его помощью неудобна по сравнению с оплатой за наличные деньги. Ситуацию осложнило то обстоятельство, что под предлогом реализации нового проекта городская администрация отменила месячные проездные билеты, т.н. «сезонки». Это серьезно ударило по карманам тех самарцев, которые добирались до места работы с пересадками. В результате большая часть пассажиров, ранее пользующаяся услугами муниципального транспорта, была вынуждена пересесть на коммерческий транспорт. Каждая пересадка в течение поездки составляет 10 р., в то время как стоимость проезда в маршрутках, которые идут через весь город, 15 р.

Утопические планы

По словам директора МП «ТТУ г. Самара» Юрия Буянова, количество поездок в муниципальном транспорте снизилось на 20%. «Муниципальные предприятия-перевозчики с начала введения электронных карт ежемесячно теряют 10-15 млн. р.», -отмечает Буянов.

По данным департамента транспорта мэрии Самары, за время реализации проекта было реализовано всего 128 тыс. карт, из которых 31 тыс. — школьных, 46 тыс. — студенческих и 50 тыс. — гражданских. Администрация г. о. Самара пошла на беспрецедентные меры по стимулированию продаж электронных карт. С 1 января 2009 г. распоряжением главы города Виктора Тархова введена дифференцированная стоимость оплаты проезда: 10 р. по электронной карте и 12 р. — за наличный расчет. Данная мера уже признана городской прокуратурой незаконной. В конце февраля 2009 г. прокурор Самары Рашид Бадалов подал иск в Ленинский районный суд с требованием отмены дифференцированной стоимости оплаты проезда. По словам заместителя руководителя департамента транспорта мэрии Самары Александра Тверецкого, администрация уверена в том, что выиграет этот иск.

«Согласно действующему законодательству глава города имеет право предоставлять льготы на оплату проезда в пределах бюджетных средств. Виктор Александрович предоставляет такие льготы тем, кто пользуется электронными картами. Ведь в законе не оговорено, какие категории льготников могут быть. Поэтому глава города ничего не нарушил», — отметил Тверецкий.

По данным департамента транспорта, пассажиропоток г. Самары составляет приблизительно 1 млн. пассажиров в сутки. Транспортными картами пользуются чуть более 1% населения областной столицы. Депутаты ДГОС потребовали у департамента обоснований экономической эффективности проекта.

«Я затрудняюсь дать оценку, потому что проект пока только начал внедряться. На сегодняшний день он реализован только наполовину. Если по электронным картам будет совершаться около миллиона поездок в сутки, то проект окупится», -объяснил Тверецкий.

Что касается «сезонок», то по требованию правительства Самарской обл. городская администрация решила их вернуть самарцам. Правда, это было сделано так, что иначе чем издевательством над гражданами это назвать сложно.

В процессе реализации проекта «Электронный проездной» специалисты дептранса провели исследование пассажиропотока.

Частная выгода

«Данное обследование показало, что граждане, имея на руках «сезонку», совершают в месяц до 114 поездок. А перевозчик возил и не получал за это денег. Транспортная работа совершается, топливо жжется. А где компенсация? Вот и решили, что безлимитный электронный проездной — один из способов такой компенсации», — заявил Тверецкий.

Смысл компенсации в том, что департамент транспорта вводит с 1 апреля т. н. безлимитный электронный проездной на четыре вида транспорта (включая метро), стоимость которого для школьников заявлена в 350 р., для студентов — 750 р., для граждан — 1200 р. Для сравнения: в Москве стоимость одной поездки 20 р. При этом проездные билеты для студентов там стоят 350 р., для граждан — 750 р.

По словам руководителя общественной организации «Транспорт и город» Антона Буслова, стоимость месячных проездных билетов по всем принятым в мире методикам рассчитывается из расчета 70 поездок в месяц. Таким образом, его стоимость для Самары не должна превышать 700 — 900 р. для граждан. Данная стоимость безлимитных проездных билетов явно завышена.

В ДГОС уже поступили многочисленные жалобы от жителей города, в том числе и от студентов, которые утверждают, что не в состоянии покупать «сезонки» за такие деньги, поэтому они будут просто «ездить зайцами».

Учитывая ежемесячные потери муниципальных транспортных предприятий в результате введения электронных карт, депутаты ДГОС предполагают, что в дальнейшем придется их дотировать из городского бюджета. Представители департамент транспорта с этим согласились. Поэтому встает закономерный вопрос: почему, несмотря на всю экономическую неэффективность проекта, администрация г. о. Самара упорно настаивает на его дальнейшей реализации?

Объяснение было получено из уст Александра Тверецкого: «Городской бюджет ничего не вкладывал в этот проект и ничего не планирует получить от его реализации. Получать будут инвестор — оператор проекта ООО «Самарская карта» и предприятия-перевозчики».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

Единственным владельцем ООО «Самарская карта» является некий «гражданин России». Компания зарегистрирована 28 декабря 2007 г. В момент регистрации и до марта 2008 г. его директором был Родион Светличнов, который и отвечал за процесс становления бизнеса этой компании. Светличнов в 2006-2007 гг. занимал пост генерального директора ООО «Сызраньсельмаш», которое в то время контролировала Группа «СОК». Вплоть до конца 2007 г. он также являлся генеральным директором ООО «Белавтотранс», учредителями которого являются ООО «СОК-Трансконсалт», ЗАО «СОК-Транс» и ООО «Самаратрансавто», входящие в Группу «СОК». Светличного на посту директора ООО «Самарская карта» сменил Константин Макаров, выходец из той же группы. В 2004-2006 гг. он занимал должность заместителя директора по информационным технологиям соковского предприятия ООО «АвтоВАЗтранс». Как раз в этот период АвтоВАЗтрансом руководил Валерий Графский. Когда в 2006 г. Графский занял пост руководителя департамента транспорта г. о. Самара, он пригласил Макарова на должность заместителя директора МП «Самара-автотранс», где тот и пробыл до перехода в ООО «Самарская карта».

Комментарии

Сергей ОРЛОВ, депутат ДГОС

- Сегодня я не зря спрашивал, какая сумма была затрачена предприятиями-перевозчиками на введение электронного проездного. Четкого ответа я не услышал. Получается, что в департаменте эту цифру не знают. Получается, что деньги затратили, но когда эти деньги вернутся тем предприятиям, которые их затратили, неизвестно. Они опять от бюджета затребуют дотаций. В свое время департамент, когда вводил проект, говорил, что это будет эксперимент. Но эксперимент может удастся, а может и нет. Ясно, что он не удался. Зачем его надо так настойчиво продолжать? Непонятно, для чего это делается. Наверное, для того, чтобы лоббировать интересы тех людей, которые вводят электронные проездные.

Антон БУСЛОВ, руководитель общественной организации «Транспорт и город»

- Осенью 2008 г., во время слушаний бюджета, департамент транспорта запросил у финансового управления мэрии деньги на субсидирование транспортных предприятий по выпадающим прибылям на перевозки, в том числе и по «сезонкам». И получил отказ. Фактически денег в бюджете не заложено на субсидирование поездок по «сезонкам».

Транспорт по проездным билетам субсидируется во всем мире. Это очень выгодно для экономики города. Самому городу субсидии, которые он отдаст, вернутся в виде налоговых отчислений. Поэтому все города занимаются субсидированием таких вещей, как оптовые покупки транспортных перевозок. В Самаре же четко видно, что департамент транспорта запросил соответствующие средства, но финансовое управление ему отказало. Грубо говоря, не поделили деньги. Это явная несогласованность между ведомствами городской администрации.