Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (270) | 24 февраля 2009г.
 

Шансов немного

Кредиторы ООО «Онега» не оставляют надежды вернуть деньги

Сейдамет Абреков

В начале февраля Арбитражный суд Самарской обл. определил признать требования кредиторов — вкладчиков ООО «Онега» кредиторами третьей очереди. В отношении «Онеги» была введена процедура наблюдения сроком на 3 месяца. Стоит напомнить, что в марте 2008 г. без вести пропал генеральный директор и учредитель «Онеги» Михаил СОКОЛОВ. Общая кредиторская задолженность «Онеги», занимавшейся приемом вкладов, могла доходить до 1 млрд. р., а количество пострадавших — до 3 тыс. человек. Однако кредиторы третьей очереди имеют немного шансов получить свои деньги. Параллельно финансовые претензии к структурам Соколова выдвинули его бывшие работники.

ООО «Онега» занималось приемом вкладов под высокие проценты — от 48 до 60% годовых. Однако в марте 2008 г. генеральный директор компании Михаил Соколов пропал без вести (см. «Хронограф» №11 (226) от 24.03.08). Вкладчики стали обращаться в тольяттинское УВД. В результате было возбуждено дело о мошенничестве (см. «Хронограф» №29 (244) от 14.07.08). 20 марта 2008 г. СУ СК прокуратуры по Автозаводскому р-ну Тольятти по заявлению супруги Михаила Соколова было возбуждено дело по факту исчезновения ее мужа.

Примечательно, что уже 23 апреля 2008 г. в Арбитражном суде Самарской обл. было зарегистрировано исковое заявление потребительского общества (ПО) «Гражданский Заем» (ГЗ) касательно неисполнения ООО «Онега» своих обязательств. Договор займа между «Онегой» и ПО ГЗ был подписан 28 декабря 2006г. ПО ГЗ требовало от «Онеги» почти 26,5 млн. р. Весьма занятно, что ПО ГЗ, так же как и «Онега», занимавшаяся приемом вкладов, доверило свои средства Михаилу Соколову. Предположительно, сам Соколов мог дальше перенаправлять деньги в финансовую пирамиду «Ру-Бин». «Ру-Бин» рухнул незадолго до исчезновения Соколова.

В письменном отзыве на иск ответчик -ООО «Онега» — признал иск в полном объеме, указав на то, что требования не были удовлетворены ранее в связи отсутствием у ответчика денежных средств. После нескольких судебных заседаний 28 июля 2008 г. Арбитражный суд Самарской обл. огласил результативную часть своего решения по этому делу. Суд решил взыскать с «Онеги» в пользу ПО ГЗ всю сумму долга, а также госпошлину в размере 100 тыс. р.

16 января 2009 г. Арбитражный суд Самарской обл. рассмотрел в предварительном судебном заседании дело по иску ООО «ИнфоЛада» к ООО «Онега инструмент» — одной из фирм, подконтрольных Михаилу Соколову. «ИнфоЛада» просила взыскать 11 930 р.

20 января 2009 г. Арбитражный суд Самарской обл. вынес определение о возвращении заявления Гульсум Садыковой. Заявление Садыковой касалось включения требований в реестр требований кредиторов по делу, открытому по заявлению группы физических лиц — вкладчиков «Онеги» о признании несостоятельным (банкротом) ООО «Онега». Определением арбитражного суда от 3 октября 2008 г. заявление этой группы было принято в производство. Но суд указал на то, что «до настоящего времени в отношении ООО «Онега» процедура наблюдения арбитражным судом не введена».

Однако эта процедура была введена 5 февраля 2009 г., после рассмотрения арбитражным судом в заседании, прошедшем с 22 по 29 января, дела по заявлению вкладчиков «Онеги» о несостоятельности (банкротстве). Суммы претензий вкладчиков в основном варьировались в пределах 200 тыс. р. Суд определил требования обоснованными. В отношении «Онеги» была введена процедура наблюдения сроком на 3 месяца. Временным управляющим был утвержден Геннадий Малинин. Отчет временного управляющего о процедуре наблюдения в заседании арбитражного суда назначен на 28 апреля 2009 г. Требования вкладчиков ООО «Онега» были включены в состав требований кредиторов третьей очереди.

Стоит ответить, что вряд ли вкладчики смогут вернуть свои средства, вложенные в «Онегу». По имеющейся информации, на счетах компании нет денег. Кроме того, свои финансовые претензии к структурам Михаила Соколова предъявили бывшие работники (см. «Хронограф» №45 (260) от 1.12.08). Суды призвали требования работников о взыскании заработной платы обоснованными. Стоит отметить, что бизнес Соколова был связан не только с приемом вкладов. В так называемую группу компаний (ГК) «Онега» входило около 40 фирм, занимавшихся продажей книг, инструментов, а также частная скорая помощь, редакции газет и журналов и т.д. Однако эти структуры никоим образом не несут ответственности перед кредиторами ООО «Онега». Единственное, на что могут рассчитывать вкладчики, — это на продажу имущества «Онеги». Но и здесь есть сложности. Предположительно, после наложения ареста на имущество так называемой ГК «Онега» имущество не было должным образом описано. «Все сваливали в коробки и увозили», — сказал источник, пожелавший остаться неназванным.

Таким образом, после продажи имущества сначала будут удовлетворены требования работников фирм, входивших в так называемую ГК «Онега», о взыскании невыплаченных зарплат, компенсаций за неиспользованный отпуск и т. д. Однако, как стало известно «Хронографу», вкладчикам «Онеги» предлагается заключить договоры цессии (право переуступки требования) с фирмой «Новая инициатива». Информация об этом поступила из отдела защиты прав потребителей департамента потребительского рынка и предпринимательства мэрии Тольятти.