Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (269) | 16 февраля 2009г.
 

Тархова сосредоточат на работу

Новые правила позволят главам муниципалитетов не отвлекаться на политические игры

Илья Круговой

9 февраля несколько депутатов Самарской губернской думы (СГД) выступили с предложением перенести ряд выборов в органы местного самоуправления, которые должны состояться осенью этого года, на 2010 г. Одновременно с этим предложено приблизить срок всех выборов, назначенных на 2011 г., и провести их осенью следующего года. Данная инициатива позволит главам муниципалитетов не отвлекаться на политические игры, сэкономить бюджетные средства, а также лишит отдельные политические группы возможности спекулировать на теме последствий экономического кризиса. А такие спекуляции могут последовать в ходе подготовки к выборам депутатов Думы г. о. Самара (ДГОС), если выборы состоятся осенью 2009 г.

Политическая оптимизация

9 февраля депутаты СГД озвучили весьма неожиданное предложение о переносе сроков выборов. Идея заключается в том, что выборы, которые должны проходить в 2009 г. и 2011 г., необходимо объединить и провести их в 2010 г. Данное предложение обусловлено возможностью экономии бюджетных средств. «По Самаре эта сумма составляет более 40 млн. р. По Самарской обл. — в разы больше. Сейчас есть куда расходовать эти средства при их дефиците. С политической точки зрения это решение тоже будет правильным. А именно — провести выборы в следующем году по причине того, что кроме «Единой России» ни одно из политических движений не готово сегодня к выборам. Даже если говорить о подготовке какой-то программы или платформы», — пояснил свою позицию депутат ДГОС Михаил Куцев. Выборы в ДГОС намечены на октябрь 2009 г., а выборы мэра — на октябрь 2011 г. Те и другие могут быть перенесены на 2010 г.

10 февраля инициатива с переносом муниципальных выборов на 2010 г. была рассмотрена и одобрена президиумом Совета муниципальных образований Самарской обл.

Между тем следует ожидать, что в ближайшее время ряд политиков могут выступить с критикой отношении планов по переносу выборов на 2010 г. не только в ДГОС, но и во всех остальных муниципальных образованиях Самарской обл. Источники «Хронографа» предполагают, что ожидаемая критика может появиться в качестве лоббистской меры определенных групп влияния, которые намеревались в ходе осенних выборов 2009 г. получить контроль над муниципальными образованиями. Начавшийся кризис дает для этого отличные шансы, т. к. к концу года ввиду внешних экономических факторов доля протестного электората может серьезно увеличиться. В случае переноса выборов этим группам будет незачем стимулировать увеличение доли протестного электората и тем самым расшатывать социальное равновесие в регионе. В чем-то аналогичная ситуация складывалась и с идеей укрупнения сельских муниципальных образований путем слияния. Очередной вброс информации на эту тему наблюдался в конце 2007 г., т. е. сразу после того как Самарскую обл. возглавил губернатор Владимир Артяков. Отдельные представители самарских бизнес- и политэлит, вероятно, рассчитывали, что новый губернатор в результате начавшегося слияния районов мог бы упустить контроль над процессом формирования органов власти во вновь образованных муниципалитетах. Доводы инициаторов слияния, естественно, были только «благие»: экономия бюджетных средств на содержание аппарата управления. «Возможно, эта идея задумывалась ее авторами для решения неких кадровых проблем. Просто можно было ликвидировать район вместе с неудобным главой. Но это в теории. На практике же этому нет обоснований, потому что для объединения двух муниципалитетов необходимо проводить референдум. Это достаточно трудоемкая процедура», — прокомментировал ситуацию депутат СГД Михаил Матвеев.

Созрели для радикальных мер

Любопытно, что, кроме укрупнения, в Самарской обл. некоторое время назад поднималась идея о внесении поправок в региональное законодательство об упрощении процедуры отзыва глав муниципалитетов.

Впервые об этом заговорил бывший губернатор Константин Титов, который таким образом пытался поставить в прямую зависимость не столько глав муниципальных образований, сколько тогдашнего мэра Самары Георгия Лиманского. Однако в СГД данная законотворческая инициатива не прошла, т. к. требовалось вносить изменения в закон на федеральном уровне. В свою очередь и федеральный центр на тот момент не был готов к тому, чтобы ставить глав муниципалитетов, по сути, в полную зависимость от местных ФПГ. На данный момент ситуация во многом иная. Главным образом это обусловлено тем, что система партстроительства на местах начала обретать цивилизованные формы, а контроль федерального центра над деятельностью органов власти субъектов федераций достиг относительно высокого уровня.

Так или иначе, но на весенней сессии Госдумы законопроекты, касающиеся процедуры отрешения глав исполнительных органов муниципальной власти от должности, будут приняты. 6 февраля об этом заявила депутат Госдумы Ольга Гальцова. Она сообщила, что с момента принятия закона появится реальная возможность досрочно прекращать полномочия глав, которые либо не справляются с возложенными на них обязанностями, либо могут быть замешанными в коррупционных скандалах. Соответственно, следующие муниципальные выборы будут проходить уже после того, как этот закон вступит в силу. Более того, депутат Госдумы Виктор Казаков сделал предположение, что с учетом минимизации предстоящих затрат может появиться еще один закон, который позволит депутатам не только отзывать, но и назначать глав муниципальных образований.

Перестановки неизбежны

В сентябре 2008 г. губернатор Самарской обл. Владимир Артяков, подводя итоги своего годового пребывания на посту руководителя области, заявил, что в 2009 г. согласно плану сменятся главы нескольких муниципальных образований губернии.

1 марта в четырех районах области пройдут выборы глав. В Камышлинском, Клявлинском и Шенталинском р-нах губернии выборы носят плановый характер. Лишь в Богатовском главу будут выбирать досрочно, т.к. прежний глава района Николай Домке сложил с себя полномочия в связи с переходом на работу в областное правительство в качестве заместителя министра сельского хозяйства Самарской обл. В двух городах будут избраны депутаты представительного органа — Думы г. о. Тольятти и Думы г. о. Новокуйбышевска.

Мартовские выборы далеко не единственные, которые должны пройти в этом году. В середине предстоящего лета должны закончиться полномочия глав администраций и депутатов представительных органов Алексеевского, Большечерниговского, Борского, Елховского, Хворостянского и Ставропольского р-нов. Кроме того, как упоминалось, намечены выборы в Самарскую городскую думу.

Осенью этого года истекают полномочия у глав Кошкинского и Красноармейского р-нов. Примечательно, что некоторые из чиновников с осени прошлого года перестали опасаться своего досрочного освобождения от должности. Причем источники «Хронографа» во властных структурах списывали это на нынешние трудности в экономике и на то, что если досрочных выборов будет слишком много, то могут возникнуть трудности с финансированием. За весь прошлый год в Самарской обл. прошли выборы по 15 позициям, включая выборы президента, которые финансирует федеральный центр.

Что касается Самары, то начавшиеся перемены могут серьезно осложнить возможности для маневра нынешнему мэру Виктору Тархову, который, весьма вероятно, рассчитывает сохранить свое пребывание у власти. Но что более важно, с учетом открывающихся перспектив ему будет незачем сосредоточивать уже в 2009 г. весь административный ресурс для сохранения власти путем попытки выиграть выборы в ДГОС. В данном случае Тархову ничего не останется, кроме как просто выполнять функции градоначальника.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Ольга ГАЛЬЦОВА, депутат Государственной думы РФ

- На первой весенней сессии до 1 июля будет рассмотрен пакет законопроектов. Один из законов касается формирования по новой схеме Совета Федерации и назначения и избрания на должность высших должностных лиц субъектов федерации. Кроме того, будет рассмотрен совершенно новый законопроект, который только поступил в Госдуму. Законопроект недавно поступил от президента и называется «Об отдалении от должности глав муниципальных образований, которые не справляются со своими обязанностями». Подобный законопроект на таком уровне нами еще не рассматривался.

Сергей ДЬЯЧКОВ, социолог

- Чтобы сменить того или иного главу, нужно дождаться закона, который должна принять Госдума. Тем не менее ничего страшного в смене глав районов нет, тем более для губернатора. Но это действительно весьма затратный процесс, и менять нужно только тогда, когда муниципальный глава мешает коррективным действиям команды губернатора.

Татьяна БРАТЧИКОВА, депутат Думы г. о. Самара

- Инициативу о переносе выборов я оцениваю положительно. Во-первых, самое главное здесь -это экономическая составляющая и хочется помочь населению в этот сложный период сохранить душевное равновесие. Любые выборы — это всегда потрясение, и чем дольше мы оттянем период предвыборных кампаний, тем больше, я думаю, нам будет благодарен избиратель. Во-вторых, я не хочу сказать, что депутаты будут безумно счастливы, что их срок станет длиннее на год. Степень их ответственности и так достаточно высока. А то, что сократили срок для глав муниципалитетов, то традиционно этот срок был четыре года, а на пятилетний срок полномочий перешли совсем недавно. Я к этому отношусь очень философски, мне кажется, если лидеру есть что сказать и сделать для народа, то он может сделать это и за четыре года. На это не должно быть болезненной реакции.

Михаил КУЦЕВ, депутат Думы г. о. Самара

- В нынешней ситуации, не столько тяжелой, сколько непонятной, наше общество тревожить выборами нецелесообразно. Сейчас все спокойно, а к осени могут начать искать виновных. Выборы сами по себе явление взрывоопасное. Нам сейчас нужно подумать о реализации мер по выходу из кризисной ситуации. Выборы не самое важное событие в этом году.

Михаил АНИСИМОВ, депутат Думы г. о. Самара

- Если, к примеру, в октябре изберется новый депутат, то ему, для того чтобы войти в курс дела, понадобится год, а то и два. У депутата две задачи — принятие бюджета и контроль за его исполнением, а также внесение в него изменений. В масштабах города и области выборы — это достаточно серьезные затраты. Эти деньги можно с таким же успехом потратить на социальные программы, коммунальную сферу и другие достаточно серьезные вещи. С экономической, а также с точки зрения закона, это более целесообразно.