Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (266) | 26 января 2009г.
 

На пороге коммунального кризиса

Финансовая рецессия уже нанесла удар по тольяттинской сфере ЖКХ

Михаил Куракин

В конце января 2009 г. мэрия г. Тольятти в очередной раз столкнется с необходимостью покрытия задолженностей перед поставщиками энергоресурсов. Еще в конце декабря прошлого года муниципалитету пришлось в авральном порядке изыскать 93 млн. р. для покрытия долгов МУП «ПО КХг. Тольятти». В противном случае существовал риск, что Комсомольский и Центральный р-ны города могли попросту остаться без электричества и тепла. Муниципалитету, по сути, пришлось принять на себя функции банков, которые в условиях кризиса отказываются кредитовать ЖКХ. Легитимной мотивацией для выделения бюджетных средств стало покрытие выпадающих доходов.

Деньги немедленно

В последней декаде 2008 г. из бюджета города Тольятти в МП «ДЖКХ» было перечислено на погашение выпадающих доходов 93 млн. р. Эти средства целиком пошли на погашение задолженности МП «ДЖКХ» перед МУП «ПО КХ г.Тольятти». Средства поступили в МУП «ПО КХ» в последних числах декабря прошедшего года и были сразу же перечислены на расчетные счета поставщиков энергоресурсов. В первую очередь были погашены долги за ноябрь прошлого года перед ОАО «Самараэнерго». Сумма долга составила примерно 75 млн. р. Остальные средства разошлись по другим поставщикам.

Столь внезапная необходимость привлечения бюджетных средств была обусловлена тем, что в настоящее время вся тольяттинская коммунальная отрасль испытывает серьезный финансовый дефицит в связи с отсутствием кредитных ресурсов. Ряд экспертов в области ЖКХ считают, что если раньше многие банки обслуживали без залогов и поручителей, под достаточно приемлемые процентные ставки, то в настоящее время без залога и поручительства, без имущественного залога банки отказываются кредитовать. А о процентных ставках и говорить не стоит. Речь о них уже не идет. Лишь бы дали кредит. В свою очередь генеральный директор МУП «ПО КХ» Александр Дружинин поддерживает это мнение, отмечая: «Те кредитные линии, которые работали в МУП «ПО КХ» в конце прошлого года, постепенно закрываются нами, а новых кредитов мы не получаем. В связи с этим и возник финансовый голод». Именно по этой причине бюджетные средства были выделены внезапно под конец года и не были заложены в тольяттинский бюджет 2008 г.

Поставщики имеют право

Что касается МУП «ПО КХ», то у предприятия имеются серьезные задолженности перед поставщиками, в частности, перед ОАО «Самараэнерго» за электрическую энергию и перед ООО «Межрегионгаз» — за газ, а также перед другими поставщиками. В случае с Самараэнерго просрочка составила более двух периодов платежа. В этом случае энергоснабжающая организация имеет право вводить ограничение вплоть до полного отключения потребителя. Более того, за просрочку платежей могут быть выставлены серьезные штрафные санкции, пени, которые ложатся дополнительной нагрузкой на предприятие. Отключение одного из вышеперечисленных ресурсов может быть для города весьма проблемным моментом.

«Хронографу» стало известно, что практически весь декабрь минувшего года экономический блок мэрии пытался решить проблему МУП «ПО КХ» — не допустить в городе коммунального коллапса. Однако многократные попытки обеспечить для коммунального предприятия кредитную линию оказались тщетными. В результате был найден нестандартный вариант решения проблемы. Надо отметить, что практически единственным мотивированным и легитимным вариантом для предоставления муниципальному предприятию бюджетных средств явился вариант с покрытием выпадающих доходов. Как уже было сказано, эти доходы у МУП «ПО КХ» за 2008 г. составили 93 млн. р. В результате тольяттинский муниципалитет буквально перед Новым годом выделил эту сумму предприятию. В свою очередь специфика работы МУ Па позволяет распределять поступившие средства на первоочередные нужды. Естественно, такой нуждой оказалось закрытие долга в 75 млн. р. за ноябрь перед Самараэнерго. Однако не все предприятия, работающие в отрасли ЖКХ в Тольятти, могут рассчитывать на подобную помощь.

Выпадение сохраняется

Природу возникновения выпадающих доходов упрощенно можно объяснить так. Крупнейшим должником МУП «ПО КХ» является МП «ДЖКХ» как коллективный консолидированный покупатель энергоресурсов от имени населения. Выпадающие доходы формируются в связи с тем, что тепловая энергия МУП «ПО КХ», вырабатываемая на муниципальных котельных, по стоимости выше тепловой энергии, вырабатываемой ТоТЭЦ и ТЭЦ ВАЗа. Себестоимость выработки тепла на котельных МУПа принципиально выше, нежели себестоимость тепла на ТЭЦ. Это обусловлено тем, что на ТЭЦ тепловая энергия — побочный продукт выработки энергии электрической. На котельных же это продукт основной. Т.е. это разные структуры себестоимости. МУП «ПО КХ» поставляет тепловую энергию по тарифам в МП «ДЖКХ», которые утверждены субъектом федерации. В то же самое время МП «ДЖКХ» выставляет населению стоимость тепловой энергии в строгом соответствии с предельными индексами роста на оплату жилищно-коммунальных услуг, которые также устанавливаются правительством. Т.е. по цене ниже, чем та, по которой МП «ДЖКХ» покупает эту энергию у МУП «ПО КХ». Погасить выпадающие доходы может только бюджет. В конце 2008 г. выпадающие доходы МУП «ПО КХ» составили 93 млн. р. Именно этот факт поспособствовал тому, что мэрия Тольятти смогла оказать оперативную помощь МУПу в получении этих средств.

В связи с кризисом усугубляет ситуацию в тольяттинском секторе ЖКХ так называемая «1/12». Это система усреднения, благодаря которой жители города в течение года вносят квартплату равными долями вне зависимости от времени года. Горожане не ощущают на себе никаких перепадов в оплате коммунальных услуг. При этом основные затраты на теплоснабжение у управляющих компаний приходятся в осенне-зимне-весенний период. Однако сегодня это как никогда заставляет коммунальщиков идти на серьезные риски. Так, в зимнее время, испытывая нехватку средств, управляющие компании, как правило, кредитовались. Эти задолженности они покрывали летним профицитом. Сегодня же, в условиях кризиса, банки не идут на подобные кредитные операции. Это говорит о том, что многие предприятия без поддержки муниципалитета могут исчезнуть, оставив после себя хаос. В любом случае для того, чтобы подобных негативных последствий удалось избежать, команде мэрии придется разработать программу по поддержанию предприятий ЖКХ на плаву хотя бы до весны.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Владимир ИВАНОВ, заместитель мэра г. Тольятти по городскому хозяйству

- Из-за разницы между утвержденными тарифами и предельными индексами на коммунальные услуги для населения у муниципального предприятия «ПО КХ» образовались так называемые выпадающие доходы. В качестве субсидии мэрия городского округа Тольятти перечислила муниципальному предприятию «ПО КХ» 93 млн. р. Эти средства пошли на закупку природного газа, электроэнергии, мазута и прочего необходимого для производства теплоносителя, водообеспечения, приема и транспортировки сточных вод.

Александр ДРУЖИНИН, генеральный директор МУП «ПО КХ г.Тольятти»

- Известно, что для многих поставщиков энергоресурсов весьма негативен факт отсутствия возможности получения кредитов. Однако стабильность, как правило, зависит и от качества сбора средств с населения за оплату услуг. Как повлиял финансовый кризис на этот показатель?

- Наше предприятие не занимается сбором средств с населения за оплату жилищно- коммунальных услуг. Это делают управляющие компании. Но в то же время мы стараемся этот показатель отслеживать. К сожалению, декабрьская статистика не очень утешительная. Произошло серьезное снижение платежей населения по отношению к предыдущим годам. В свою очередь январь всегда был провальным по платежам. Это стабильно. Во все года. И сейчас, в свете нынешних кризисных событий, все это только усугубляет ситуацию и для управляющих компаний, и для нашего предприятия в частности.