Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (266) | 26 января 2009г.
 

Увязли в кризисе

Джи Эм — АВТОВАЗ уменьшит производство в восемь раз

Денис Федоров

20 января ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ» объявило о начале реализации антикризисной программы, в рамках которой будет сокращено не менее 400 сотрудников завода. Кроме того, выпуск машин в феврале-марте может сократиться в 8 раз. Эксперты допускают возможность, что к концу марта 2009 г. General Motors может обанкротиться.

20 января ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ» объявило о том, что в связи с ситуацией, сложившейся на автомобильном рынке, компания вынуждена скорректировать производственный план на 2009 г. в сторону уменьшения. Как сообщили корреспонденту «Хронографа» в пресс-службе компании, вследствие этого Джи Эм — АВТОВАЗ перейдет на односменный режим работы и проведет сокращение персонала компании, которое коснется приблизительно 400 сотрудников. Сокращение штата предприятия проводится в соответствии с законодательством РФ. СП «Джи Эм — АВТОВАЗ» планирует возобновить производство в середине февраля, отметили в пресс-службе. Конвейер Джи Эм — АВТОВАЗа останавливался с 1 по 10 ноября 2008 г., а с 15 декабря завод остановил конвейер на неделю раньше рождественских каникул. 20 января рабочие вышли на работу.

Как сообщил «Хронографу» один из источников, на ОАО «АВТОВАЗ» был подготовлен проект приказа, согласно которому определялись график работы на февраль и программа выпуска автомобилей. В одном из пунктов данного приказа говорится о необходимости согласовать режим работы подразделения, обеспечивающего выпуск кузовов Chevrolet Niva для СП «Джи Эм — АВТОВАЗ» и организовать работу в соответствии с планом производства автомобилей Chevrolet Niva.

Первоначально источник сообщил корреспонденту «Хронографа», что СП планирует возобновить работу 16 февраля. Соответственно, был согласован план производства на февраль — 800 автомобилей и на март — 1200 автомобилей. Однако уже в конце недели появилась новая информация, по которой работа возобновится 9 февраля, а февральская программа составит 1200 автомобилей. В любом случае проектная мощностью завода в Тольятти составляет 102 тыс. автомобилей в год, в то время как заявленный план производства в 8 раз меньше. В 2008 г. Джи Эм — АВТОВАЗ произвел 54654 внедорожника Chevrolet Niva — это на 0,7%, или 398 машин, меньше, чем в 2007 г. Реализация этих автомобилей в России по итогам 2008 г. увеличилась на 1% и составила 48647 единиц. Реализация Chevrolet Niva на экспортных рынках по итогам минувшего года сократилась на 27,9% (до 4658 машин). Уже в августе начались проблемы с реализацией, которые усилились в условиях кризиса. Так, в ноябре продажи машин производства Джи Эм — АВТОВАЗа снизились на 30% (до 3011 шт.), в декабре — на 24% (до 4339 машин).

Эксперты отмечают, что на многих российских автозаводах уже прошли сокращения. Если ситуация будет ухудшаться, то не исключены новые сокращения, но они последуют не ранее II кв. 2009 г., то же касается и ОАО «АВТОВАЗ». На данный момент российские автопроизводители, в частности АВТОВАЗ, реализуют антикризисную программу через сокращение производства, а не рабочего персонала.

Зарубежные производители, в том числе и General Motors, спасаются от кризиса за счет своих сотрудников. Как рассказал ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов в начале января, директор по производственным вопросам General Motors Фриц Хендерсон, отвечая на вопросы журналистов в ходе Североамериканского международного автошоу в Детройте, заявил, что GM представил в конгресс вариант худшего сценария развития ситуации в компании, в котором рассматривается необходимость выделения большей суммы автоконцерну, чем $13,4 млрд., предоставляемые казначейством США. В СМИ было распространено сообщение, что компания к концу марта 2009 г. может обанкротиться. Если государство в ближайшие несколько дней не выделит вторую часть финансовой помощи ($5,4 млрд.), то компания будет вынуждена объявить себя банкротом. Казначейство США в общей сложности обязалось выделить General Motors $9,4 млрд. финпомощи. 31 декабря 2008 г. компания получила первую часть государственного кредита — $4 млрд. Вторую часть вливаний автопроизводитель должен был получить еще 16 января. Но, поскольку американские власти были заняты вопросами, связанными с инаугурацией президента Барака Обамы, General Motors не может документально оформить получение денег.