Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (266) | 26 января 2009г.
 

Сократили и уменьшили

АВТОВАЗ скорректировал программу выпуска и рабочее время

Сейдамет Абреков

23 января в ОАО «АВТОВАЗ» был подписан приказ о режиме рабочего времени со 2 по 28 февраля. Основная часть персонала автозавода в феврале будет работать четыре дня в неделю по шесть часов. Программа выпуска также, вероятнее всего, будет сокращена в два раза по сравнению с традиционной — до 30 тыс. автомобилей. Эти меры должны помочь АВТОВАЗу уменьшить количество непроданных автомобилей.

Согласно приказу, со 2 по 28 февраля основная часть работников АВТОВАЗа будет работать в две смены четыре дня в неделю. Смена будет составлять 6 часов. Неотработанное (с учетом сокращения рабочих смен и дней) время будет учитываться как время простоя и оплачиваться в размере 2/3 от средней заработной платы. Эти меры направлены на сокращение программы выпуска товарной продукции. «Программа выпуска еще окончательно не утверждена, но исходя из графика она будет в два раза меньше, чем обычно. В районе 30 тыс. автомобилей LADA», — сказал председатель профсоюзного комитета ОАО «АВТОВАЗ» Николай Карагин. Однако производство автомобилей LADA 4x4 («Нива») будет происходить в обычном «докризисном» режиме, в том числе и на опытно-промышленном производстве.

Примечательно, что окончательное решение по программе выпуска должны были принять еще 19 января. В этот день вазовский топ-менеджмент должен был выйти из отпусков. Однако, по сведениям источника «Хронографа», якобы эта дата была перенесена на неделю.

Наблюдатели оценивают программу выпуска в феврале в районе 30 тыс. автомобилей как оптимистичную. Дело даже не в том, насколько удачно будут продаваться автомобили LADA. Эксперты предполагают, что на такое количество автомобилей у АВТОВАЗа может просто не хватить комплектующих. «Запас комплектующих для полнокомплектной сборки остался на неделю работы», — отметил эксперт «Хронографа» на условиях конфиденциальности. «Сумеют они за неделю решить проблемы, тогда все будет в порядке», — отметил он.

Проблема возникла из-за того, что АВТОВАЗ до сих пор не рассчитался со своими поставщиками. Из-за образовавшихся кассовых разрывов те, в свою очередь, не могут расплатиться со своими поставщиками. Уже изготовленной продукции для поставки на АВТОВАЗ хватит ненадолго, после чего производство комплектующих, скорее всего, встанет. Только после того как АВТОВАЗ расплатится с поставщиками, те смогут на эти деньги закупить новое сырье.

Как считают эксперты, сокращение программы выпуска поможет постепенно снизить количество непроданных автомобилей LADA. Сейчас, по имеющимся сведениям, на территории АВТОВАЗа якобы нет ни одного товарного автомобиля. «По данным на 21 января, около 90 тыс. непроданных автомобилей находится в управлении региональных поставок», — отметил Карагин. По сведениям эксперта «Хронографа», пожелавшего остаться неназванным, АВТОВАЗ не продал чуть более 100 тыс. автомобилей. Плюс те автомобили, которые имеются на конвейере в полусобранном состоянии. Стоит отметить, что в конце 2008 г. количество непроданных авто составляло 137 тыс. К 10 января 2009 г. их осталось 128 тыс. Примечательно, что, по словам Карагина, некоторые вазовские дилеры по собственной инициативе начали торговлю автомобилями LADA в рассрочку, применив ранее обкатанные в Тольятти схемы (к примеру, «50 на 50») для продажи автомобилей работникам АВТОВАЗа. Снижение количества непроданных автомобилей, возможно, также произошло благодаря получению государственных заказов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.