Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (265) | 19 января 2009г.
 

Пристроятся к конвейеру

Качмазов и Аветисян поделят влияние на АВТОВАЗ

Денис Федоров

14 января стало известно, что уже в феврале 2009 г. дочерний дилерский холдинг АВТОАЗа — ОАО «Лада-Сервис» — может перейти в собственность Группы «СОК» в счет сделки о покупке ОАО «ИжАвто». Примечательно, что одновременно под контроль возглавляемого Владимиром АВЕТИСЯНОМ (на фото) ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ) может перейти ряд поставщиков ВАЗа, столкнувшихся с серьезными проблемами в связи с экономическим кризисом. По оценкам экспертов, это приведет к усилению влияния двух крупнейших региональных ФПГ как на политику ВАЗа, так и на администрацию Самарской обл.

Прощание с ИжАвто

Переговоры ОАО «АВТОВАЗ» и Группы «СОК» о продаже тольяттинскому предприятию 100% акций ОАО «ИжАвто» начались в августе 2006 г., но тогда стороны не сошлись в цене. Представители СОКа претендовали на сумму $1 млрд., АВТОВАЗ же оценил актив куда скромнее. 27 августа 2008 г. президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин сообщил о принятии решения о покупке 100% акций ОАО «ИжАвто». Цена сделки не разглашается. Аналитики инвестиционного банка «КИТ Финанс» полагают, что сумму сделки можно оценить в S300-400 млн. Аналитики ИК «Финам» оценивают стоимость ижевского завода в S500-520 млн. Однако кризис внес коррективы в планы ВАЗа.

14 января стало известно, что руководство ОАО «АВТОВАЗ» начало искать новые пути покупки 100% акций ОАО «ИжАвто», принадлежащего Группе «СОК». 1 октября прошлого года сделку должен был утвердить совет директоров АВТОВАЗа, но он рекомендовал пересмотреть сумму сделки, после чего ВАЗ стал предлагать новые варианты оплаты. Как рассказал корреспонденту «Хронографа» пресс-секретарь Группы «СОК» Дмитрий Румянцев, компании было сделано предложение со стороны АВТОВАЗа о приобретении дилерской сети ОАО «Лада-Сервис». По его словам, завершение сделки планируется в феврале 2009 г. Примечательно, что в октябре 2008 г. совет директоров ОАО «АВТОВАЗ» уже решал судьбу дочернего дилерского холдинга ОАО «Лада-Сервис». О предварительном намерении продать эту структуру сообщалось на встрече руководителей сервисно-сбытовых предприятий АВТОВАЗа 17 октября, но в связи с неблагоприятной ситуацией на рынке руководством автозавода было принято решение не продавать дилерскую сеть.

«Сольют» дилеров

Эксперты считают, что продажа «Лада-сервис» — не единственно возможное решение.

По мнению аналитика ИК «Финам» Владислава Исаева, главной задачей будет справедливая оценка обоих активов, чтобы понять, кто и кому сколько должен доплатить. «АВТОВАЗ идет по пути, уже пройденному мировыми автопроизводителями: он хочет стать именно производителем (сборщиком) автомобилей, избавившись от всех прочих функций, в том числе и от продажи машин», — считает Исаев. Аналитики оценивают «Ладу-Сервис» в $150 млн., в то время как реальная цена актива может достигать $500 млн. Аналитики считают, что «Лада-Сервис», как крупная сеть по количеству точек продаж машин, была бы очень выгодна Группе «СОК», которая планирует развивать это направление бизнеса. Кроме того, СОК управляет компанией SОКIА, официальным дистрибьютором KIA Motors в России, объединяющей 119 сертифицированных дилеров Kia в 78 городах России. Таким образом, Группа «СОК» может взять под контроль продажу большей части автомобилей Lada.

Сделка по продаже ИжАвто затянулась из-за того, что обе стороны пытаются учесть в ней изменяющиеся обстоятельства, в частности экономический кризис, и договориться о деталях, считают эксперты. Одним из критериев цены сделки может явиться то, что чистый долг ИжАвто на конец сентября 2008 г. составлял $326,7 млн. В ноябре-декабре 2008 г. среднемесячная выручка компании упала в 10 раз. А 16 декабря компания не смогла выкупить свои облигации на 2 млрд. р., допустив технический дефолт.

Тем не менее аналитики считают будущую сделку позитивной для АВТОВАЗа, поскольку приобретение актива позволит увеличить производственные мощности компании, которые необходимы для организации производства моделей на платформах Renault. В настоящее время все линии конвейера автогиганта заняты производством автомобилей под брендом Lada. Увеличение мощностей путем приобретения ИжАвто является наиболее оптимальным способом расширения производства, поскольку ИжАвто имеет большое количество неиспользуемых мощностей, вследствие чего его рыночная цена невысока. В 2007 г. ОАО «ИжАвто» произвело всего 78,8 тыс. автомобилей, тогда как мощности ИжАвто составляют 350 тыс. автомобилей в год. Что касается автомобилей KIA, на которые приходилось в 2007 г. 63% производства ИжАвто, то их сборку планируется сохранить только в том случае, если с корейским автоконцерном будут достигнуты договоренности о продолжении сотрудничества.

Запчасти для Аветисяна

Любопытно, что одновременно под контроль другой известной самарской ФПГ — АДС «Волгопромгаз» -фактически может перейти ряд поставщиков АВТОВАЗа. По оценкам экспертов, в условиях кризиса и остановки конвейера ВАЗа часть предприятий, поставляющих компоненты, скорее всего, перейдет под контроль ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ). В настоящее время эту структуру возглавляет один из основателей Вол-гопромгаза (ВПГ) Владимир Аветисян. В приобретениии вазовских поставщиков Аветисяну может способствовать экономический кризис, вынуждающий промышленные предприятия возвращаться к активному использованию вексельных схем, с которыми хорошо знакомы Аветисян и его менеджеры. В конце прошлого года АВТОВАЗ стал практиковать расчет со своими поставщиками в безденежной форме с применением векселей. Аветисян использовал вексельные схемы и взаимозачеты еще в начале 90-х гг., когда работал заместителем генерального директора ООО «Самаратрансгаз». По мнению некоторых самарских бизнесменов, векселя и взаимозачеты с Самаратрансгазом, а позже с ОАО «Самараэнерго» позволили ВПГ установить контроль над рядом предприятий в Самарской обл. Как писал об этом в декабре 2008 г. журнал «Власть», «юридически отчуждение имущества было оформлено как передача собственности за долги в пользу компаний Аветисяна, объединенных в его ассоциации «Волгопромгаз».

Таким образом, в текущей ситуации холдинг Владимира Аветисяна может занять место СОКа как крупнейшего поставщика ВАЗа. Примечательно, что в 2005 г. Группа «СОК» планировала также контролировать основную массу поставщиков автозавода. В то время представители СОКа занимали ряд ключевых руководящих постов на АВТОВАЗе, но после смены руководства на заводе группа потеряла контроль над сбытом и рынком запчастей и осталась просто одним из поставщиков завода.

Фактически реализация подобных схем ставит одно из крупнейших предприятий Самарской обл. в прямую зависимость от двух наиболее влиятельных региональных ФПГ. Группа «СОК», которая может получить контроль над большей частью сбыта вазовских автомобилей, и ВПГ, под контроль которого могут попасть поставщики завода, получат мощные рычаги давления как на сам ВАЗ, так и опосредованно на правительство Самарской обл.