Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (134) | 2 мая 2006г.
 

Предпрадажная подготовка

АВТОВАЗу назначают реальную цену

Павел Соколов

27 апреля совет директоров АВТОВАЗа под председательством Владимира АРТЯКОВА (на фото справа) рассмотрел вопрос о величине дивидендов по итогам работы в 2005 г. Озвученные итоги показали, что в IV кв. прошлого года, в период межвластия, завод потерпел убыток в 2 млрд. р. В течение недели капитализация предприятия падала два раза: во вторник — на 14,2%, в четверг — на 11,5%. 20 апреля «Ведомости» озвучили возможность смены власти на АВТОВАЗе в пользу нынешнего топ-менеджера ОАО «РусПромАвто» Алексея БАРАНЦЕВА. После той публикации капитализация завода скакнула вниз сразу на 18%. Учитывая ряд фактов, данную комбинацию событий можно расценить как подгонку цены к наиболее оптимальной величине накануне продажи. Возможно, это произойдет в рамках создания новой автомобильной корпорации, о которой неоднократно заявлял глава Роспрома Борис АЛЕШИН (на фото слева).

На прошлой неделе проявились новые факты, косвенно свидетельствующие о том, что ФГУП «Рособоронэкспорт» появилось на АВТОВАЗе в качестве посредника для его дальнейшей перепродажи. Взять контроль над предприятием, в кратчайшие сроки повысить его капитализацию, после чего выгодно продать объект тем, для кого он имеет профильный вид деятельности, — в этом основа стратегии получения доходов так называемых антикризисных компаний. О том, что Рособоронэкспорту знакомы методы антикризисной работы, свидетельствуют слова Андрея Бельянинова: «В 2000 г. произошло объединение трех компаний, работающих на рынке экспорта вооружения, в одну. Команда Рособоронэкспорта работала в режиме кризис-менеджмента. В последующем этой работе удалось придать инерцию. За последние годы Рособоронэкспорт преобразовался в торгово-промышленную компанию». Андрей Бельянинов был первым генеральным директором ФГУП «Рособоронэкспорт». Передав этот пост в апреле 2004 г. своему бывшему заместителю Сергею Чемезову, он возглавил Федеральную службу по оборонному заказу (Рособоронзаказ). По его словам, в начале 2004 г. в планы Рособоронэкспорта не входили действия, связанные с получением контроля над АВТОВАЗом. Таким образом, получается, что руководство Рособоронэкспорта заинтересовалось автозаводом менее чем за год до получения над ним полного контроля. В тандеме с Внешторгбанком в достаточно короткие сроки и без относительно существенных затрат (см. «Хронограф» №47 (119) от 26.12.05) ему удалось переподчинить себе АВТОВАЗ. Причем государственному Внешторгбанку была отведена роль основного кредитора автозавода. На тот момент аналитики ИК «Атон» оценивали совокупный чистый долг АВТОВАЗа в $640 млн. Доминирующую часть в нем составляли обязательства перед государством и подконтрольными ему структурами. Те же эксперты оценивали стоимость контрольного пакета акций АВТОВАЗа в конце октября 2005 г. примерно в $350 млн.

За счет устных заявлений и кадровых перестановок новому руководству удалось в разы увеличить уровень капитализации АВТОВАЗа. Максимальный уровень капитализации пришелся на 8 февраля -$2,08 млрд. ($78,8 за акцию). Для сравнения: 26 октября, за день до оглашения Владимиром Каданниковым решения о своей отставке, капитализация АВТОВАЗа, по данным РТС, составляла $0,66 млрд. ($24,5 за акцию). Столь существенная разница может свидетельствовать либо о сверхуспешном менеджменте, либо о наличии особых методов воздействия на общественное мнение, и в том числе на рынок.

Стоит напомнить, что период наиболее стремительного роста капитализации пришелся на вторую декаду января. В тот же период времени ИК «Тройка Диалог» в два этапа пересмотрела свою оценку справедливой стоимости обыкновенных акций АВТОВАЗа с $26,59 до $55. В начале февраля ее оценка достигла $85. Эксперты «Тройки Диалог» обосновывали свой прогноз начавшимся процессом пересмотра отношений АВТОВАЗа с дилерами, поставщиками и отказом завода от принципов трансфертного ценообразования в работе с компаньонами (см. «Хронограф» №4 (123) от 13.02.06). В интервью «Хронографу» президент — генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Есиповский был более щедрым на прогнозы: «Как может предприятие стоить $800 млн., если оно в год продает продукции на $5,5 млрд.? Думаю, реальная стоимость завода $4 млрд.».

Между тем «Тройка Диалог» еще в феврале высказывала предположение о возможном изменении в структуре собственников АВТОВАЗа. «Мы полагаем, что государство переведет 48% акций АВТОВАЗа в разряд казначейских, а завод за это получит крупные инвестиции», — говорилось в ежедневной подборке новостей Market Daily ИК «Тройка Диалог», опубликованной 6 февраля. Причем до этого газета «Ведомости», осуществляющая информационное сопровождение действий Рособоронэкспорта в отношении АВТОВАЗа, сообщила, что на приобретение акций Внешторгбанком будет выделено около $750 млн. Чтобы оформить на эту сумму пакет в 48%, вазовская акция должна стоить $57,5.

Между тем в последнее время все более реальной становится версия о том, что в качестве покупателя большого пакета акций могут выступить структуры, связанные с холдингом «РусПромАвто» (владеет Горьковским автозаводом). Руководитель Федерального агентства по промышленности (Роспром), член совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин неоднократно в своих комментариях заявлял о возможности создания на основе АВТОВАЗа, КАМАЗа и ГАЗа крупной автомобильной корпорации. Из них лишь ГАЗ неподконтролен госструктурам. Это дает экспертам право предполагать, что создание альянса может происходить с учетом средств собственников ГАЗа, который является автомобильным направлением бизнеса Олега Дерипаски. 20 февраля «Ведомости» опубликовали информацию о возможном переходе на АВТОВАЗ исполнительного директора РусПромАвто Алексея Баранцева с перспективой заменить Есиповского. По оценке наблюдателей, данный вброс информации под видом неофициальной может являться частью работы по подготовке вхождения на автозавод новой команды топ-менеджеров, для которых автопром более знакомый бизнес, чем для людей из Рособоронэкспорта. 28 апреля «Ведомости» разместили очередной материал, способный существенно подготовить общественное мнение к тому, что будущие кадровые перестановки на АВТОВАЗе закономерны и неизбежны. В нем идет речь о крайне неудовлетворительном итоге работы АВТОВАЗа в IV квартале 2005 г., выразившемся в двухмиллиардном убытке, и о том, что это стало результатом управленческих решений команды Рособоронэкспорта.

Хотя, по сути, весь квартал оперативным управлением завода занимались люди Каданникова, реально понимающие, что их дни на АВТОВАЗе сочтены. Причем на все эти сообщения рынок реагировал очень оперативно. Сообщения о Баранцеве в тот же день «уронили» капитализацию АВТОВАЗа на 18%. Об итогах IV квартала — на 11,5%. Учитывая сложившееся положение дел, данную комбинацию событий можно расценить как подгонку цены к наиболее оптимальной величине накануне продажи.

Стоит отметить, что представителям Рособоронэкспорта удалась работа и по снижению долга АВТОВАЗа перед государством. 29 марта совет директоров АВТОВАЗа согласовал передачу в федеральную собственность испытательного полигона в с. Сосновка в счет погашения государственной задолженности.

Комментарии

Игорь ЕСИПОВСКИЙ, президент — генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ»

-Что вы можете сказать по поводу информации о возможном появлении на АВТОВАЗе топ-менеджера РусПромАвто Алексея Баранцева?

- Я бы не хотел комментировать прогнозы газет. По моему мнению, для тех, кого касается эта информация, она явилась достаточно неожиданным, будем так говорить, заявлением. Я не могу комментировать, потому что у меня нет информации по этому поводу, и каких-то поводов для того, чтобы эту тему обсуждать, тоже нет. Я просто не готов. У меня нет предмета, на котором можно было бы строить такие умозаключения.

Андрей БЕЛЬЯНИНОВ, директор Федерального агентства по оборонному заказу

- Под вашим руководством происходило становление ФГУП «Рособоронэкспорт». Как вы можете охарактеризовать ее нынешнее положение?

- Пакет заказов, который сегодня сформирован у Рособоронэкспорта, превышает $18 млрд. Таких объемов никогда у нас не было. И думаю, что будет еще больше, потому что подписная кампания идет. Другой вопрос, какими силами и в каком составе теперь выполнять эти контракты. Это большая проблема. Собственно, почему Рособоронэкспорт был вынужден пойти в промышленность? Просто другого выхода не было. Контракты международные, ответственность высокая. Невыполнение заказов в срок — это удар по имиджу государства, это штрафные пени. Рособоронэкспорт сейчас это платит.

- В начале 2004 г., когда вы еще продолжали возглавлять Рособоронэкспорт, у компании уже были какие-то планы по поводу АВТОВАЗа ?

- Нет, тогда не было таких планов. Не совсем правильно отождествлять этот процесс с одной фамилией. Потому что здесь решается государственная задача. Хочу сказать о команде, которую высадили на АВТОВАЗе: это не те люди, после которых остается выжженная земля. Это люди, отвечающие за свои слова и поступки. Они настроены на конструктив. Было бы гораздо хуже, если бы государство обратило свой взор на проблемы АВТОВАЗа тогда, когда был бы пик его падения. К счастью, этого не произошло.