Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №47 (262) | 15 декабря 2008г.
 

Тархову сократят аппарат

Правительство взяло под контроль расходы на содержание муниципальных служащих

Алеся Чурсаева

10 декабря правительство Самарской обл. утвердило методику определения расходов на содержание органов местного самоуправления для районов и городских округов региона. В числе первых названа администрация г. о. Самара, возглавляемая Виктором ТАРХОВЫМ (на фото). Представленная методика устанавливает ограничения сразу на все расходы по содержанию органов местного самоуправления и позволяет руководству в рамках норматива регулировать распределение расходов по всем статьям, предназначенным на содержание административного аппарата.

В методике, утвержденной правительством Самарской обл., предусмотрено, что муниципальные образования с начала нового финансового года будут обязаны регулировать расходы на содержание служащих. Прежде всего это коснется тех администраций, доля межбюджетных трансфертов которых из бюджетов субъектов РФ по дополнительным нормативам отчислений в течение двух лет превышала 10% объема доходов собственных бюджетов. Таким образом, с 2009 г. руководители администраций будут ограничены в попытках превышать установленные нормативы формирования расходов по таким статьям, как оплата труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления и т. д.

Утвержденный документ устанавливает ограничение сразу на все расходы по содержанию органов местного самоуправления, а не только зарплатной части. В документе отражены такие статьи расходов, как распределение средств на текущее содержание административных зданий, приобретение оборудования и другие статьи, связанные с содержанием органов местного самоуправления. По мнению авторов методики, данный подход будет стимулировать руководство городских округов и районов к повышению эффективности и оптимизации текущих расходов местного бюджета, связанного с содержанием органов местного самоуправления. Соблюдение нормативов является одним из условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ для муниципальных образований.

Данный проект был разработан еще весной т. г. Сначала его разработка велась в рабочем порядке с органами местного самоуправления, потом был направлен на официальное согласование. В результате проект был согласован с главами всех муниципальных районов и городских округов. По словам источника «Хронографа», некоторые руководители органов местного самоуправления до последнего пытались в данную методику внести коррективы. По словам представлявшего документ руководителя управления бюджетной политики и мониторинга местных бюджетов Министерства финансов Самарской обл. Алексея Александрова, все предложения глав при разработке методики были учтены. Тем не менее, по словам того же источника, многие руководители считают, что возможное сокращение административного аппарата усугубит проблемы в их работе, но не скажется при этом на эффективности расходов местного бюджета. По неофициальной информации, часть муниципалитетов уже готовят постановления о переведении с начала 2009 г. некоторых служащих на работу в профильные муниципальные учреждения и предприятия.

В числе органов исполнительной власти, превышающих утвержденные нормативы, в первую очередь указано муниципальное образование г.о. Самара. В списке также числятся г. о. Новокуйбышевск, Похвистнево, муниципальные р-ны Большеглушицкий, Волжский, Елховский, Кинельский и Хворостянский. Как пояснил Александров, если доходы бюджета и расходы на содержание органов местного самоуправления будут расти разными темпами, то такое превышение нормативов у них произойдет и в 2009 г.

Для того чтобы не нарушать норматив, указанным муниципальным образованиям придется отказаться от получения средств из облбюджета, либо увеличить собственную доходную базу, либо сократить расходы.

В т. г. на содержание административного аппарата г. о. Самара было потрачено порядка 1,3 млрд. р., что составило свыше 13% от собственных доходов. С 2009 г. согласно методике норматив на расходы подчиненных Виктора Тархова составит около 10%. В случае если расходы на аппарат служащих не будут сокращены, Самара лишится трансфертов из областного бюджета.

Как указано в методике, расчет ведется отдельно по городским округам и муниципальным районам в связи с тем, что набор полномочий у них разный. При этом учитывается возможность передачи полномочий от поселений муниципальному району. Если поселение передает полномочия району, оно должно предоставить субвенции на эти цели, которые позволят увеличить расходы на содержание органа местного самоуправления. Александров подчеркнул, что «у руководителей муниципальных образований есть выбор либо сокращать численность аппарата, либо ужиматься в расходах».

Справка:

Нормативы методики будут устанавливаться ежегодно. Указанная доля определяется на основании формулы, по данным годовой отчетности, за год, предшествующий текущему году. Формула предусматривает учет двух факторов: численности муниципального образования и его бюджетной обеспеченности. Чем больше численность муниципального образования, тем меньше в расчете на одного жителя требуется муниципалитету на содержание органа местного самоуправления. Второй фактор — стимулирующий. Он учитывает бюджетную обеспеченность муниципального образования: чем больше в расчете на одного жителя он получает доходов в отклонении от среднего значения, тем больше норматив.