Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (259) | 24 ноября 2008г.
 

Сергей Наумов:

АВТОВАЗ остается гарантом стабильности

Антон Столяров

Коллективный договор, по которому сегодня живет и работает ОАО «АВТОВАЗ», продлен до конца 2009 г. Это значит, что, несмотря на различные экономические процессы в стране, несмотря на предстоящие изменения в заводской структуре, социальные гарантии, оговоренные трудовым законодательством предприятия, остаются в силе. Тем не менее саму социальную инфраструктуру АВТОВАЗа ожидают перемены. Причины этих преобразований комментирует старший вице-президент АВТОВАЗа по персоналу Сергей НАУМОВ.

- Сергей Юрьевич, насколько своевременным и продуманным можно считать решение по передаче непроизводственных активов ОАО «АВТОВАЗ» тольяттинскому муниципалитету?

- Исторически сложилось так, что завод и город были неотделимы друг от друга. Более того, можно сказать, что сам Автоград строился под нужды завода, ставшего градообразующим предприятием. Соответственно выстраивалась и инфраструктура социальной сферы. Сегодня город сильно изменился, он вырос, стал самостоятельным и мощным социальным партнером. И поскольку АВТОВАЗ позиционирует себя как мировая автопроизводящая компания, мы должны заниматься своим прямым непосредственным делом — выпуском автомобилей. А обеспечение социальной инфраструктуры должно находиться в ведении городских властей.

Что касается взаимоотношений между работником и работодателем, то они определяются рамками коллективного договора. И обязательства по нашему социальному пакету, независимо от вывода непрофильных активов, останутся неизменными. Нынешний коллективный договор продлен на год, а вывод непрофильных активов мы планируем завершить в 2009 г., т. е. фактически в рамках его действия.

Для завода вывод непрофильных активов и передача муниципальным властям социальных функций станет большим подспорьем в процессе интеграции компании в мировой рынок. Освобождаясь от непрофильной нагрузки, мы становимся более конкурентоспособными не только внутри страны, но и за рубежом.

Однако сразу хочу подчеркнуть, что передача подразделений непромышленного сектора будет происходить только после детальной проработки механизмов финансирования этих объектов и всего, что с этим будет связано. Главное наше требование — объекты передаются в город с сохранением необходимого финансирования. Такое решение было принято на недавнем совещании в мэрии Тольятти под руководством заместителя министра регионального развития России Дмитрия Аратского.

- Остановимся подробнее на конкретных направлениях. Какие изменения ожидают медико-профилактическую службу АВТОВАЗа ?

- АВТОВАЗ сейчас несет очень большие расходы на содержание медицины. И эту службу мы планируем переформатировать. На сегодняшний день прорабатываются два варианта. Первый — это создание автономной некоммерческой организации с участием завода, областных властей и муниципалитета. Второй вариант — это передача медико-профилактической службы АВТОВАЗа в федеральное ведомство, которое обеспечивает медико-санитарное обслуживание работников отдельных отраслей. Но и в первом, и во втором случае мы оставляем главным условием сохранение принципа вазовской медицины — обслуживание работников по цеховому принципу.

- Вопрос питания работников на крупнейшем предприятии не менее важен. Как будет выглядеть схема реформирования КОП ВАЗа?

- Решение о передаче производственных мощностей КОПа в аренду компании «КорпусГрупп» и заключение с ней договора на оказание услуг принято. Мощности КОП остаются в собственности АВТОВАЗа. Их берет в аренду компания «КорпусГрупп» — крупнейший игрок на этом рынке услуг. На обслуживании у нее находится более 300 предприятий, в том числе такие крупные и градообразующие, как ГАЗ, Магнитогорский металлургический комбинат. Но АВТОВАЗ для «Корпус-Групп», конечно, станет самым крупным клиентом. И здесь есть множество положительных сторон.

Во-первых, у нас появляются новые современные технологии в организации питания. Например, автоматизированная регистрация питающихся. Во-вторых, будет проведена глубокая реструктуризация всей системы питания.

Что касается работников КО Па, то они переходят в компанию «КорпусГрупп». Меняется их статус без изменения места работы. При этом наши работники будут защищены. Сейчас ведутся переговоры о формировании социального пакета с сохранением льгот для коллектива. Но главное то, что качество питания работников АВТОВАЗа не пострадает. Более того, в договоре между нашими компаниями будет прописана финансовая ответственность «КорпусГруп» перед АВТОВАЗом, если что-то произойдет с качеством услуги.

- Сохранится ли система компенсации стоимости талонов для заводчан?

- Талонная система будет сохранена однозначно. Скажу больше: ведутся переговоры по уменьшению стоимости талона для вазовцев, но здесь необходимо все тщательно просчитать.

- Как будут решаться вопросы транспортного обслуживания вазовцев?

- Мы своих работников доставляем на работу и будем это делать впредь. Но все-таки это в немалой степени дело муниципальных властей. Ведь наши заводчане — это прежде всего горожане. И именно муниципалитет должен в первую очередь обеспечивать их транспортом для доставки на рабочие места. Возвращаясь к совещанию с Дмитрием Аратским, хочу отметить, что в протоколе совещания сказано о необходимости проработать вопрос финансирования городской транспортной сети властями г. о. Тольятти совместно с руководством автозавода. На сегодняшний день городские власти не справляются с этой задачей. И мы будем им помогать, поддерживать доставку наших работников на завод.

- Более 10 тыс. работников завода проживают сегодня в общежитиях. Останутся ли эти объекты на балансе завода?

- Общежития останутся на балансе АВТОВАЗа. Решение об этом принято, но сама ситуация, связанная с жилыми комплексами, мягко говоря, нездоровая. Очень много вопросов накопилось за время существования этой структуры. Когда-то создаваемые как общежития, сегодня эти объекты таковыми являются едва ли наполовину.

В ближайшее время будет создана комиссия, по результатам работы которой мы будем принимать решения. Возможно, будет изменена структура управления этими жилыми комплексами, но в любом случае они останутся в ведении автозавода.

- АВТОВАЗ ожидает реструктуризация. На базе имеющихся производств будут создаваться новые дочерние компании. Каким будет юридический статус этих компаний и как будут складываться их отношения с АВТОВАЗом?

- На прошедшем недавно совете директоров было принято решение о создании пяти дочерних компаний на базе семи производств. Работать они будут по тем же основным направлениям, что и сейчас, но помимо этого у этих дочерних компаний появится дополнительная возможность привлекать инвестиции со стороны.

- Каким образом работники завода будут переводиться в эти вновь создаваемые компании?

- Все переоформления и переводы работников в другие структуры будут производиться в полном соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. АВТОВАЗ всегда отличался строгим соблюдением этих законов.

- Сохранятся ли для работников этих дочерних компаний вазовские социальные программы?

- Выполнение коллективного договора, в том числе его социальной части, у нас контролируется тремя сторонами — работником, работодателем и профсоюзом. Давайте посмотрим на примере реформирования комбината общественного питания. Практически все работники КОП являются членами профсоюза АСМ. Профсоюз вправе участвовать в переговорах с компанией «КорпусГрупп», более того, он будет принимать в этом активную роль. Именно поэтому в плане формирования социальной программы и сохранения льгот переговоры будут эффективными.

Что касается создания дочерних компаний на базе производств АВТОВАЗа, сейчас идет работа по проработке механизмов этого реформирования, и особое внимание уделяется именно социальным вопросам.

- Предстоящие затяжные новогодние каникулы многих на заводе не обрадовали, в том числе из-за разных данных об оплате этих нерабочих дней в январе. Внесите ясность в этот вопрос.

- По нашему трудовому законодательству оплата нерабочих дней составляет 2/3 от средней заработной платы. Но хочу отметить, что для завода это не будет вынужденным простоем. В эти дни будет проводиться ремонт оборудования. Все-таки нам непросто дался напряженный график работы последних месяцев с рабочими субботами. Кроме того, будут функционировать предприятия социального блока: порядка пяти зимних баз отдыха, санатории-профилактории, в бассейне «Олимп» будет проходить водный праздник. Так что людям есть где отдохнуть на этих каникулах.

- Удалось ли укомплектовать штат сотрудников под увеличение производства LADA KALINA и будет ли на заводе продолжена работа по набору высококвалифицированных рабочих кадров?

- Я считаю, что эта задача была выполнена: все-таки вторая смена по сборке «Калины» была запущена, и она работает. Другое дело, что далось нам это непросто, пришлось решать немало проблем. И, как ни странно, одной из основных было элементарное нежелание горожан работать на заводе. Могу отметить, что нам удалось переменить такое отношение к предприятию, и сейчас люди уже охотнее идут на завод. Без преувеличения можно сказать, что в целом общий имидж предприятия в городе повысился в разы. И АВТОВАЗ по-прежнему остается гарантом стабильности.