Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (257) | 10 ноября 2008г.
 

Сиротские деньги

Министерство Елены Шашариной получило удобный для себя закон

Анна Пенкина

28 октября сразу в двух чтениях был принят законопроект, согласно которому детям-сиротам Самарской обл. будут предоставляться не квартиры, а денежные субсидии на покупку жилья. Автором законопроекта выступила министр по вопросам семьи и демографического развития Самарской обл. Елена ШАШАРИНА (на фото). Предлагаемые изменения входят в противоречие со ст. 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой дети-сироты должны обеспечиваться жильем по договору социального найма. Поправки Шашариной были приняты в экстренном порядке с нарушением процедуры регламента.

Строить или не строить

Ранее в соответствии с требованиями законов Самарской обл. №87-ГД от 1 июля 2006 г. «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской обл.» и №152-ГД от 1 июля 2005 г. «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жилыми помещениями этих категорий граждан должно было осуществляться путем предоставления им квартир из муниципального жилищного фонда на основании договоров социального найма. Авторы нового законопроекта утверждают, что на практике реализация данных требований законодательства Самарской обл. сильно затруднена. Дело в том, что жилое помещение должно предоставляться льготникам исходя из общепринятого федерального норматива — 33 кв. м общей площади на одного человека. При этом муниципалитеты практически не располагают жилыми помещениями такого метража. Однокомнатные квартиры в новостройках имеют площадь минимум 38 кв. м. Да и сельские дома не укладываются в предлагаемые нормативы. Выход можно было бы найти, если в законодательном порядке несколько увеличить нормы предоставляемого льготникам жилья. Но, по словам министра по вопросам семьи и демографического развития Самарской обл. Елены Шашариной, это не решит проблему. Также ведомство Шашариной проигнорировало рынок вторичного жилья, солидную долю которого занимают малогабаритные «гостинки». Увеличение закупочной цены, как вариант для муниципальных органов, Шашариной был отклонен.

Примечательно, что в рамках подпрограммы «Строительство социального жилья на территории Самарской обл.» областной целевой программы «Жилище» на 2006-2012 гг. средства на строительство предусмотрены. Но, по словам Шашариной, строительство новых домов требует времени. А средства по статье «Обеспечение жильем детей-сирот», выделенные на 2008 г. в размере около 300 млн. р., еще не освоены. Для того чтобы в экстренном порядке до конца года освоить эти средства, Министерство по вопросам семьи и демографического развития разработало изменения. Согласно законопроекту обеспечение вышеуказанных категорий граждан жилыми помещениями должно осуществляться путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилых помещений в собственность. По мнению Шашариной, это позволит полностью решить проблему обеспечения сирот квартирами и освоить 300 млн. р. по соответствующей статье.

Неудачная схема

Эксперты «Хронографа» утверждают, что реализация данного закона в интересах самих сирот будет малоэффективной. Закон выстроен так, что в нем легко сумеют найти уязвимые места те, кто умеет формировать коррупционные и мошеннические схемы в интересах так называемых «черных риелторов». По статистике, каждый третий выпускник детских домов и школ-интернатов в первые три года становится либо лицом без определенного места жительства, либо попадает в тюрьму. Более того, среди выпускников этой категории около 70% имеют диагноз «задержка психического развития». По словам социального педагога коррекционной школы-интерната для детей-сирот с задержкой психического развития №158 г. Самары Татьяны Поляковой, ранее оформлением документации для постановки на очередь сирот для внеочередного получения жилья занималась администрация учреждения, в котором сирота находился. Согласно новому закону теперь выпускник должен заниматься оформлением необходимых документов сам. Также самостоятельно он должен искать себе квартиру, договариваться с продавцом, заключать необходимые соглашения с банками. Полякова убеждена, что большая часть сирот в силу своей неадаптивности просто не в состоянии самостоятельно производить такие операции, особенно выпускники коррекционных учреждений. Любопытно, что извещение об изменении процедуры сотрудники интерната №158 получили еще весной этого года. Из этого можно сделать предположение, что данный законопроект готовился заранее, а не в экстренном порядке, как утверждают его создатели.

Обоснованием закона служит отсутствие на рынке квартир требуемой площади. «Но если и государственные органы, и муниципалитеты не смогли найти эти квартиры, то ребенок их тем более не найдет», -убежден депутат Самарской губернской думы (СГД) Гумар Валитов. Также оплата квартиры по общему правилу будет производиться только в безналичной форме. Но далеко не все риелторы согласны работать по безналичному расчету.

Меньше денег -меньше метров

Авторы законопроекта распространили на сирот процедуру получения квартир по жилищным сертификатам, принятую в отношении других категорий льготников: отставных военнослужащих, «чернобыльцев» и др. Но система «деньги вместо квартир» в силу разницы между стоимостью жилья по сертификату и его реальной стоимостью на рынке недвижимости уже признана нежизнеспособной.

По статистике, сертификатами воспользовались менее 15% льготников. И то данные 15% приобрели квартиры, прибавив к положенной от государства субсидии собственные или взятые в кредит деньги. Субсидии на приобретение жилья сиротам будут предоставляться из расчета стоимости одного квадратного метра, принятого за основу Министерством экономического развития Самарской обл. Этот показатель сейчас почти в два раза меньше рыночной цены жилья. Данное обстоятельство урежет возможности субсидии вдвое. В этом, по мнению депутата СГД Натальи Бобровой, и заключается главный коррупционный момент: сироте также можно добавить к субсидии собственные средства. «Будьте уверены, «добрые люди» ему добавят. И справки помогут собрать, и сделку помогут оформить. А через пять дней он этой квартиры лишится. Детдомовца обвести вокруг пальца легко. Что уж говорить о детях, если столько взрослых людей квартиры лишились таким образом», — заявила Боброва.

Все эксперты «Хронографа» убеждены, что предложенная Шашариной схема не позволит сиротам получить квартиры. По мнению Бобровой, данный законопроект выгоден прежде всего самим органам, на которые возложат обеспечение реализации механизма. «Органы, контролирующие все это дело, будут сами, через подставные лица, покупать эти квартиры. Вся информация, все базы у них на руках. Поэтому все «черные риелторы», по моему убеждению, аффилированы этим службам», — считает Боброва.

По словам уполномоченного по правам человека Самарской обл. Ирины Скуповой, предлагаемые изменения входят в противоречие со ст.57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой дети-сироты должны обеспечиваться жильем по договору социального найма. Таким образом, федеральный закон защищает сирот от мошенников, ведь квартиру, полученную по договору социального найма, нельзя продать.

По словам Натальи Бобровой, она проголосовала за данный закон только в силу партийной дисциплины. «Если бы я не была членом фракции «Единая Россия», я бы проголосовала против», — заявила она. Вся фракция КРПФ в СГД воздержалась при голосовании данного вопроса. «Депутатам обещали, что его примут только в первом чтении. Мы хотели еще поработать над ним», — отметил Гумар Валитов. Поправки Шашариной были приняты в экстренном порядке сразу в двух чтениях, с нарушением процедуры регламента — проект не прошел обсуждения в профильных комитетах и не получил заключений контролирующих органов.

Сейчас данный законопроект направлен в прокуратуру Самарской обл. Заключение прокуратуры будет готово через месяц.

Комментарии

Ирина СКУПОВА, уполномоченный по правам человека Самарской обл.

- Мы предлагали оплату детям найма жилья, если государство пока не может обеспечить квартирой. Также мы предлагали, чтобы Министерство строительства и ЖКХ выступило заказчиком жилья по социальным нормам. Причем это важно не только детям-сиротам, но и всем категориям, перед которыми имеются государственные обязательства. Пока эти поправки рассматриваются в правительстве.