Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (256) | 5 ноября 2008г.
 

Школа лицемерия

После оренбургской трагедии в Самарской области начали закрывать школы

Подготовлено ИА "Центр-Инфо"

27 октября, во время аппаратного совещания в мэрии Тольятти, руководитель департамента образования Ирина КОЧУКИНА предпочла обойти стороной проблему полной остановки работы средней школы №7. По ее мнению, в школе ведутся плановые ремонтные работы, а образовательный процесс лишь приостановлен. Между тем в школе №7 занятия не проводятся уже с 11 октября. Ученики и педагоги вынуждены встречаться в стенах соседних школ. Причем столь неожиданное решение перевести детей и педагогов создало определенные дополнительные нагрузки на эти две школы. И это при том, что еще летом в школе №7 должны были провести все ремонтные работы. Аналогичной несвойственной для учебного процесса работой сейчас занялись во всех населенных пунктах области.

В Тольятти закрыли школу

1 сентября тольяттинская школа №7 была открыта, как и все другие школы Самарской обл. 1 октября от разрушения школы в Оренбургской обл. погибли 5 учениц. После этого тольяттинские чиновники поспешили закрыть школу №7. Из чего следует, что 1 сентября ее, возможно, открывали при наличии серьезных недоработок. Хотя деньги на ее ремонт, как отмечают в департаменте образования, закладывались в объеме 3 млн. р. Заместитель руководителя департамента образования Татьяна Любич считает, что проблемы появились по вине подрядной организации. «Эта подрядная организация подвела нас не только в этой школе, но и еще в нескольких. Вообще подрядные организации в Тольятти работают слабо. Они очень часто нас подставляют», — сказала Любич. При этом она заверила, что приостановка работы школы №7 не связана с трагедией в Оренбургской обл. Хотя 27 октября Кочукина сослалась именно на оренбургскую трагедию: «Была создана межведомственная комиссия для проверки учреждений образования. Ее создание было связано с событиями в Оренбургской обл. Эта комиссия за минувшую неделю проверила 16 зданий — нарушений не нашла. Неделей ранее Кочукина заявляла, что в ряде учреждений образования до сих пор ведется ремонт, правда, с оговоркой, что работы ведутся в строгом соответствии с требованиями безопасности. Об остановке школы №7 нигде официально сказано не было.

Учащиеся и преподаватели закрытого учреждения были переведены в школу №18 и лицей №6. По словам директора школы №18 Любови Верещагиной, с 14 октября в ее учреждении приступили к учебе 200 учащихся 5-11 классов и их преподаватели. «Что касается увеличения нагрузок, то мы решили эту проблему тем, что ученики из школы №7 учатся во вторую смену. Единственное, с чем мы столкнулись, то это проблема дополнительных занятий учащихся нашей школы, но и тут было найдено решение. Занятия учащихся 7-й школы проходят на 1-м и 2-м этажах, а на 3-м занимаются наши ученики. Естественно, что усложнилась работа администрации: теперь мы работаем до восьми вечера», — сообщила корреспонденту «Хронографа» Верещагина. Следует добавить, что школе №18 на ремонт было выделено летом около 300 тыс. р. Что касается директора лицея №6 Елены Мицук, то она отказалась от комментариев. Но, как сообщила Татьяна Любич, в лицей №6 перешли около 100 учащихся начальных классов и их преподаватели. Опасение учителей вызывает теперь и то, что дети вынуждены несколько раз пересекать оживленные автотрассы, чтобы добраться до школ.

Ветхие школы Самары

16 октября на заседании правительства Самарской обл. были подведены первые итоги экстренной проверки учебных заведений губернии, которая была инициирована вице-губернатором Самарской обл. Александром Нефедовым после трагического обрушения кровли оренбургской школы. В результате были закрыты три школы: в Челно-Вершинах, Пестравке и селе Старое Похвистнево. В Пестравке дети были отправлены на вынужденные каникулы. С 14 октября они вновь приступили к занятиям, но не в своих классах, а в зданиях строящейся начальной школы, ПТУ и детсада. Аналогичным образом ситуация решилась в Челно-Вершинах и Старом Похвистнево. Что касается Самары, то здесь аварийно опасным было признано здание всего лишь одного учебного заведения — школы №45 Промышленного р-на. Во время проведения кровельных работ, проходящих в школе в рамках целевой программы «Достойные граждане великой страны», на стыке стен крыла, в котором расположен спортзал и пищеблок, появилась трещина шириной 15 см. Возникла угроза обрушения всего здания. Но самарская школа была закрыта всего лишь на один день. Уже на следующий день в ней продолжились занятия. Просто было изолировано крыло с проблемным участком стены. Из областного бюджета на укрепление стены было выделено 457 тыс. р.

Также в результате проверки администрацией Самары был составлен перечень аварийных школ, требующих срочного капитального ремонта. Например, это школа № 27 Красноглинского р-на и школа №106 Кировского р-на. В октябре прямо во время урока в школе №27 обвалилась потолочная штукатурка. По словам депутата СГД Дмитрия Анищенко, в избирательном округе которого находится это учебное заведение, 27-я школа была построена в 1938 г. И за 70 лет в ней ни разу не был произведен капитальный ремонт. Вдоль всего фасада здания проходит трещина. Деревянные перекрытия давно обветшали. Обрушение штукатурки заставило чиновников обратить на школу внимание.

Что касается 106-й школы, то, хоть школа и младше красноглинской на 40 лет, здесь ситуация не менее запущенная. Как рассказал депутат Думы г.о. Самара Андрей Мастерков, здание школы пересекает щель по всем трем этажам, наблюдается расхождение перекрытий. «Часть фундамента, расположенная под одним крылом, начала проседать еще несколько лет назад, что привело к просадке внутренней несущей стены. Плиты здания разошлись. Несколько лет назад в здании проводились восстановительные работы: фундамент усилили в помощью обвязки оконных проемов. Но помогло это ненадолго», -пояснил Мастерков.

Как сообщил Мастерков, по результатам октябрьских проверок мэрия Самары составила перечень школ, требующих срочного капитального ремонта. Сейчас городская администрация заключила контракт с проектной организацией на проведение тщательных комплексных исследований зданий проблемных школ. По результатам данной экспертизы в отношении каждой школы будет составлена сметана проведение ремонтных работ. Расходы на капитальный ремонт данных школ планируется заложить в городской бюджет на 2009 г.

Недоумение и одновременно настороженность в данном случае должно вызвать то, что в конце лета все школы области (775 учебных заведений) уже проверили специальные комиссии, состоящие из различных контролирующих органов -Госпожнадзора, СЭС, Роспотребнадзора, представителей местных администраций. Государственные комиссии подписали акты приемки в отношении всех школ области. Единственное учебное заведение, которое 1 сентября не открыло свои двери для учеников, — это самарская гимназия №3, и то только потому, что строители не успели закончить ремонт к сроку.

По мнению Дмитрия Анищенко, подобные плановые обследования обычно делаются весьма поверхностно, «для галочки». Например, состояние ныне закрытой пестравской школы давно вызывало беспокойство у учителей. Они много раз обращались во все инстанции, но вместо того чтобы отремонтировать школу, чиновники приняли решение строить новую. Даже выделили место под строительство. Госкомиссия без проблем приняла школу к 1 сентября, несмотря на то что здание 1966 г. постройки уже покрылось сетью довольно широких трещин. После трагедии в Оренбурге дирекция сама обратилась в районную администрацию с просьбой провести повторную, на сей раз реальную проверку состояния школы. А директор старопохвистневской школы вообще самостоятельно, не дожидаясь никаких санкций, приняла решение о роспуске детей сразу же в день оренбургской трагедии.

По словам Анищенко, большинство школ губернии построено либо в 30-50-е гг., либо в 70-80-е. На сегодняшний момент примерно 70% школ нуждаются в капитальном ремонте. Из них 20-30% аварийно опасные. По мнению депутата, такая ситуация сложилась из-за политики бывших руководителей областного минобра — Ефима Когана и Валерия Путько (см. «Хронограф» №38 (253) от 13.10.08), которые львиную долю бюджетных денег предпочитали направлять на строительство образовательных центров в сельской местности.

«Это огромные образовательные центры, большинство из которых до сих пор не достроено. Возраст этих долгостроев — 7-10 лет. На ремонт старых школ все время не хватало денег. Хотя по строке «ремонт и капитальное строительство» проходили огромные деньги. Так вот, бюджетные деньги оказались зарыты в сельских районах, в объектах, стоимость которых уже на сегодня перевалила за 2-3 млрд. р. на каждый и которым для завершения строительства нужно столько же. На деньги, потраченные на строительство одного такого образовательного центра, можно было бы произвести качественный капитальный ремонт всех школ губернии», — объяснил Анищенко.

Андрей Мастерков убежден, что если бы не оренбургская трагедия, то ситуация с аварийными школами так и продолжала бы дальше буксовать. До первой трагедии. «Самарским чиновникам просто повезло, что она произошла не в Самарской обл., а в Оренбургской», -отметил Мастерков.

В Сызрани не легче

28 октября Сызрань посетила комиссия Пензенского проектного института. Сотрудникам предстояло осмотреть здания тех школ, которые ранее были отбракованы городской комиссией. В том числе и закрытую неделю назад среднюю школу № 21 (см. «Хронограф» 40 (255) от 20.10.08). Но визит специалистов точку в решении вопроса о дальнейшем функционировании этой школы не поставил. Городская администрация совместно с Западным управлением Министерства образования и науки Самарской обл. лишь планирует обсуждение дальнейшей судьбы школы. «Переселенцы» же будут по-прежнему учиться, как в случае с тольяттинской школой №7, в соседнем образовательном учреждении.

Во время работы комиссии был проведен осмотр всех зданий, которые были включены в составленный ранее акт обследования. После визуального, вместо ранее запланированного детального изучения с применением специальной аппаратуры и техники, представитель института вынес предварительное решение. Мастерские школ № 11, 14 и 34 после осенних каникул продолжат свою работу. На их ремонт из бюджета Сызрани выделили 4,7 млн. р. А вот что будет с основным зданием школы № 21, пока неясно. Как и прежде, все упирается в финансирование.

Руководитель отдела образования администрации г.о. Сызрань Татьяна Щепина по этому поводу заявила корреспонденту «Хронографа» следующее: «По заключению специалистов из Пензы, аварийного состояния в школе № 21 нет и здание не обрушится. Вопрос об открытии школы пока не обсуждался. Мы можем ее открыть, заказав проект и выполнив определенные работы по усилению фундамента здания. Но это дело не одного дня и даже не одной недели. И не одного миллиона. Ведь, кроме проекта, необходимо заказать геодезическое исследование грунта и выполнить сами ремонтные работы».

Уже сейчас на капитальный ремонт школы №21 из сызранского бюджета выделено 2,5 млн. р. Однако таких средств, по оценкам экспертов, будет недостаточно. По их мнению, на восстановление здания уйдет сумма на порядок больше. Поэтому полностью отреставрировать школу будет возможно лишь с помощью привлечения средств из областного бюджета.

Между тем на капитальный и аварийный ремонт учреждений образования Сызрани в первом полугодии 2008 г. из местного бюджета было направлено 10,67 млн. р. В то же время в рамках реализации национального проекта «Достойные граждане великой страны», финансируемого правительством Самарской обл., за тот же период школы Сызрани должны были получить 43,67 млн. р. Однако они были поделены между элитными гимназией (18,7 млн. р.) и лицеем (24,917 млн.р.) На деньги области также были отремонтированы несколько других школ Западного образовательного округа, например, в селе Балашейка Сызранского р-на. Но что-то перепало и Шигонскому р-ну.

Далеко не в самом хорошем состоянии находится специализированная школа для детей с девиантным поведением, расположенная в Октябрьске. Учебный процесс в ней пока не прерван. Но прокуратура г. Октябрьска уже направляла письма с предложениями о проведении в этой школе проверки силами специальной комиссии. О положении дел была проинформирована и прокуратура Самарской обл. «Этот вопрос ни на уровне администрации Октябрьска, ни на уровне Западного округа Минобразования области в целом решить не представляется возможным», — пояснили в октябрьской прокуратуре корреспонденту «Хронографа».

В Жигулевске свой подход

В Жигулевске вопрос технического состояния зданий общеобразовательных учреждений тоже получил активное обсуждение именно в октябре. На вопрос депутата Жигулевской городской думы (ЖГД) Сергея Огрина, почему муниципальные деньги при подготовке школ к учебному году не расходовать последовательно на отдельные школы и ремонтировать их одну за другой капитально и полностью в соответствии всем требованиям Госпожнадзора, других проверяющих инстанций, заместитель мэра Жигулевска Александр Белоусов ответил: «Тогда остальные стоящие на очереди школы придется закрывать. А дети должны учиться все». Ради этого мэр Жигулевска Александр Курылин к началу учебного года распределил по всем школам из городского бюджета всего 7 млн. р.

В Жигулевске расположены 15 детских садов и более десяти общеобразовательных школ. Также имеют отдельные здания две школы-интерната, радиотехникум, профессиональный технический лицей, две школы искусств, одна музыкальная школа и одна художественная школа, шесть дворцов культуры (ДК). Правда, не все они используются по назначению. Также стоит отметить, что некоторые жигулевские школы разбиты на отдельные филиалы, которые расположены в отдаленных поселениях Жигулевского городского округа. В частности, средняя школа №2 имеет подразделения в с. Солнечная Поляна, Ширяево и Богатырь.

На указанные 7 млн. р. в этих школах был проведен минимум противопожарных мероприятий только ради того, чтобы всем учебным заведениям позволили начать работать. «Но это только «тушение пожара», но не решение проблемы», — прокомментировал Александр Белоусов. По его словам, в наиболее аварийном состоянии в Жигулевске находится школа №9. Она расположена в мкрн Александровское Поле. Но в Жигулевске старых, требующих ремонта школ более половины. Причем Белоусов высказал обеспокоенность относительно механизма освоения средств на ремонт школ, который существовал при прежнем мэре Сергее Балахонове. «До недавнего времени сметы на ремонт учебных или дошкольных воспитательных учреждений составлялись людьми, которых искали сами директора школ и детских садиков. Начинали же они это делать, узнав, сколько ресурсов выделено на школу. В функции МУ «Жигулевскстройзаказчик» (через которое проходили бюджетные деньги на ремонт. -Прим. авт.) не входило составление смет. Они только их сверяли (с выделенными или освоенными деньгами. — Прим. авт.)», — заявил Белоусов. Сейчас в мэрии Жигулевска создано структурное подразделение — отдел капитального строительства (ОКС). «После аварии в Оренбурге в Жигулевске была создана специальная комиссия, и ОКС был вынужден составлять для школ новые сметы по капитальному ремонту. Делал он это исходя уже не из пожеланий директора, а реального состояния дел в садике или школе», -продолжил Белоусов.

Закрытию же подверглось в Жигулевске пока единственное сооружение, где могли бы заниматься дети, — ДК «Родник», находящийся в с. Ширяево. Заключение об аварийном состоянии объекта подписал начальник ОКС администрации Жигулевска Евгений Любименко. По словам руководителя департамента социального развития Маргариты Кергиной, в наиболее неудовлетворительном, действительно опасном состоянии находится в ширяевском ДК фундамент. «Мероприятия проводить там невозможно просто в целях сохранения элементарного здоровья», — рассказала Кергина. Работники ДК «Родник» уже переведены работать в другие места. Сейчас рассматривается вопрос о сносе сооружения.

Виновных не ищут

Ежегодно из областного и муниципальных бюджетов расходуются средства на ремонт школ. Ремонт проводится по традиции летом. 1 сентября все стремятся отрапортовать о полной готовности школ к новому учебному году. Однако трагедия в Оренбургской обл. заставила чиновников от образования по-другому взглянуть на качество проводимых из года в год ремонтов школ. Почему-то только в октябре вдруг обнаружилось, что ряд школ в Самарской обл. находится в аварийном состоянии и их непременно надо закрывать. Хотя еще в сентябре там проводились занятия и никто не думал о скрытой угрозе. Все это происходит на фоне ставших уже хроническими финансовых нарушений в виде нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств по линии образования. Так, например, контрольно-счетная палата при Тольяттинской городской думе из года в год начиная с 2003 г. выявляет массу подобных финансовых нарушений (см. «Хронограф» №34 (249) от 08.09.08). Однако до поиска виновных и вынесения наказания дело ни разу не доходило. В случае со срочным закрытием школ из-за аварийного состояния вопрос о виновных и наказаниях должен обрести особую актуальность.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Дмитрий АНИЩЕНКО, депутат СГД

- Сейчас о том, сколько скрытых технических дефектов присутствует в школах Самарской обл., мы точно сказать не можем. Нужна тщательная проверка. Ведь любой даже самый незначительный скрытый дефект в здании школы может привести к необратимым последствиям. Когда произойдут какие-то необратимые явления, поздно будет искать виноватых. Ситуацию нужно спасать сегодня. Садиться за стол переговоров и договариваться о тех самых первоочередных мерах, которые нам необходимо сделать, чтобы не допустить повторения оренбургской катастрофы, и плановым порядком браться за написание целевой программы. Нужно, чтобы ее инициатором выступило Министерство образования. Тогда данная инициатива была бы поддержана на высшем уровне исполнительной власти региона.