Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (133) | 24 апреля 2006г.
 

Перед выходом в навигацию

Акционеры ОАО «Порт Тольятти» подвели итоги 2005г.

Павел Соколов

25 апреля ОАО «Порт Тольятти» откроет очередную навигацию. Накануне этого события, 20 апреля, состоялось годовое собрание акционеров порта. По всем вопросам повестки дня акционерами были приняты положительные решения. Общий объем доходов порта по результатам работы в 2005 г. превысил 129 млн. р., что составило 117,4% к уровню предшествующего аналогичного отчетного периода. Причем превысить плановые показатели удалось практически по всем основным направлениям деятельности. Данный факт позволил в течение года увеличить заработную плату сотрудникам на 22%, а также провести большой объем работ по капремонту и ревизии всего портового оборудования. Столь масштабных ремонтных работ в порту не проводилось длительное время.

Основным акционером ОАО «Порт Тольятти» является ЗАО «Куйбышевазот» (контролирует 53% акций). В этой связи очередной раз годовое собрание акционеров порта прошло накануне собрания акционеров Куйбышевазота. В президиум собрания вошли генеральный директор ЗАО «Куйбышевазот» Виктор Герасименко (на фото справа), председатель совета директоров ЗАО «Куйбышевазот» Юрий Шульженко (в центре) и исполнительный директор — начальник ОАО «Порт Тольятти» Игорь Орехов (слева). В целом акционеры предпочли в этом году не менять состав совета директоров. Поэтому помимо Герасименко, Шульженко и Орехова свои места в совете сохранили начальник управления корпоративных отношений ЗАО «Куйбышевазот» Сергей Бобровский, директор по транспорту ЗАО «Куйбышевазот» Дмитрий Кульбицкий, заместитель начальника порта по эксплуатации и производству ОАО «Порт Тольятти» Владимир Полушкин, капитан-наставник ОАО «Порт Тольятти» Николай Селюков. Председателем совета директоров вновь избран Юрий Шульженко.

Несмотря на ряд сложностей, в целом по 2005 г. ОАО «Порт Тольятти» практически по всем направлениям деятельности показало более высокие производственные показатели, чем в 2004 г. Порт имеет четыре основных вида деятельности: добыча и реализация песка, погрузочные работы, работа буксирного флота и оказание транзитных перевозок грузов, пассажирские перевозки. Наибольшую долю от общего объема производства составляет добыча и реализация песка. В 2005 г. она достигла 41,7%. При плане 950 тыс. т силами порта было намыто 1159,9 млн. т, что больше факта 2004 г. на 209,4 тыс. т. Были освоены карты намыва песка в пос. Федоровка, в районе п-ова Копылово и морквашинского ДОКа. Все это позволило ОАО «Порт Тольятти» восстановить свои позиции в вопросах добычи и продажи песка на тольяттинском рынке стройматериалов.

Осуществление пассажирских перевозок в последние годы традиционно является одним из наиболее сложных и одновременно с этим ответственных направлений деятельности ОАО «Порт Тольятти» в силу своей социальной значимости. В течение навигации 2005 г. было перевезено почти 270 тыс. пассажиров. Это на 7% больше запланированного количества и на 18,7 тыс. человек больше, чем было перевезено в 2004 г. В прошлом году были обустроены и задействованы на прогулочных рейсах причалы Автозаводского района и пос. Федоровки. Это позволило порту увеличить долю доходов в секторе пассажирских перевозок по сравнению с 2004 г. на 53%, заработав на этом в 2005 г. 5,4 млн. р.

Доход от работы буксирного флота тоже вырос. В сравнении с уровнем 2004 г. рост по этому направлению деятельности порта составил 26%. На 21% больше, чем в 2004 г., порту удалось заработать и на погрузочных работах.

В целом, как отметил в своем докладе Игорь Орехов, доход от всех видов деятельности за отчетный период составил 129,6 млн. р. при плане 123,7 млн. р., что составило к факту 2004 г. 117,4%. «Все подразделения порта план по доходам выполнили, за исключением Объединенного грузового района по причине невыполнения плана переработки высокотарифицированных грузов », — указал акционерам на имеющийся недостаток Игорь Орехов.

Отклонение от планов затронуло работы по перевалке минеральных удобрений, металлолома и кооперированных грузов. Но если причиной снижения темпов отгрузки минеральных удобрений стала аварийная остановка 100-тонного крана, то по металлолому невыполнение плана было связано с внешним фактором — снижением объемов заказов со стороны ломозаготовительных компаний.

Что касается поломки крана «Деррик», то это произошло впервые за более чем 30-летний срок его эксплуатации. Из строя вышел элемент опорно-поворотного узла. Поломка была устранена, но во избежание повторения подобной ситуации руководством порта был заключен договор с заводом-изготовителем на изготовление резервного опорно-поворотного узла. Между тем в плане осуществления ремонтно-восстановительных работ 2005 г. стал для ОАО «Порт Тольятти» знаковым. Была проведена экспертиза промышленной безопасности по 12 кранам, отработавшим нормативный срок службы. Осуществили комплексное обследование подкрановых путей портальных кранов на протяжении всех грузовых причалов. Выполнен капитальный ремонт подкрановых путей двух причалов. В течение зимы проведен большой объем работ по ревизии всего портового оборудования. По словам Игоря Орехова, столь масштабных ремонтных работ в порту не проводилось длительное время. Но большие масштабы, как известно, требуют значительных средств. Отчасти это стало одной из основных статей затрат, не позволивших ОАО «Порт Тольятти» окончить 2005 г. с прибылью. Другой причиной отсутствия прибыли по итогам работы за год стало повышение уровня заработной платы в течение прошлого года на 22%. За два года рост зарплаты работников порта составил 44%.

Стоит отметить, что данная стратегия использования заработанных средств получила одобрение со стороны руководства основного акционера тольяттинского порта ЗАО «Куйбышевазот». По мнению Виктора Герасименко, вложение средств в ремонт и обновление основных производственных мощностей и повышение уровня доходов сотрудников предприятия является залогом создания надежного потенциала для дальнейшего развития порта. Подобный подход позволил ОАО «Порт Тольятти» при верстке планов финансово-производственной деятельности на 2006 г. запланировать получение прибыли в размере 3,23 млн. р.

25 апреля ОАО «Порт Тольятти» откроет очередную навигацию. В этот день приписанный к тольяттинскому порту дизельный теплоход ОТ-830 отбывает в г. Ростов-на-Дону с буксировкой двух морских буксиров Тольяттиазота. А уже с 15 мая теплоходу предстоит подключиться к перевалке минеральных удобрений по линии заявок Волгохимфлота. Также с 25 апреля начинается погрузка минеральных удобрений. Принять груз готовы две баржи-двухтысячники. 26 апреля планируется начать транзитные перевозки грузов. Уже получены заявки на Ульяновск.

Пассажирские перевозки 26 апреля откроет переправа на п-ов Копылово. Регулярные пассажирские рейсы от речного вокзала по маршруту Тольятти — Жигули — Подвалье планируется начать с 28 апреля. С 1 мая начнут работу прогулочные рейсы, в том числе и с причала Автозаводского района. «В целом готовность пассажирского флота начать навигацию достаточно высокая», — отметил Игорь Орехов.

Комментарии

Игорь ОРЕХОВ, исполнительный директор начальник порта ОАО «Порт Тольятти»

- Игорь Васильевич, как обстоят дела с проектом создания Мультимодального контейнерного терминала (МКТ)?

- Проект МКТ живой, проект в движении. Мы ведем переговоры с такой целью, чтобы и Куйбышевазот, и Тольяттинский порт не растворились в этом проекте, чтобы он давал экономическую выгоду и порту, и корпорации. Проект прошел госэкспертизу. Сейчас ведется разработка рабочих чертежей. На территории порта идет проектирование строительства МКТ, но расширения границ порта не подразумевается. Поэтому мы выводим с этой территории песок на карты п-ва Копылово и пос. Федоровка. В дальнейшем планируем песок совсем убрать из порта.

- Самарская группа RBE контролирует речные порты в Самаре, Сызрани, Саратове. С прошлого года она стала собственником Сокского карьероуправления, на котором тольяттинский порт ранее осуществлял добычу песка. Как выстраиваются у вас отношения с группой RBE?

- Действительно, группа RBE приобрела Сокское карьероуправление и Самарский порт. Зачем в таком случае им отдавать работу нам, если они ее могут выполнить собственными силами? Хотя нам удалось найти компромиссный вариант. Получилась взаимовыгодная схема: мы добываем песок, но отгружаем его на их суда. То есть, потеряв объемы на Соке, работая в контакте с RBE, нам удалось частично сохранить объемы добычи песка. Таким образом, в прошлом году мы нашли варианты сотрудничества с Самарским портом и группой RBE. В текущем году мы готовы продолжить работать по подобным схемам и оказывать содействие и Самарскому порту, и RBE. Это тоже наша стратегия.

Юрий ШУЛЬЖЕНКО, председатель совета директоров ОАО «Порт Тольятти», председатель совета директоров ЗАО «Куйбышевазот»

- Юрий Григорьевич, зачем Куйбышевазоту тольяттинский порт?

- Куйбышевазот уделяет большое внимание оптимизации логистических затрат и разработке эффективных схем доставки продукции до потребителя, в том числе с использованием водного транспорта. Совместная работа с портом Тольятти дает нам дополнительные возможности в этом направлении. В прошлом году посредством порта Куйбышевазот переправил 274 тыс. т грузов. В 2006 г. планируется уже 290 тыс. т.

Сейчас мы с портом все больше и больше находим и другие сферы взаимовыгодного сотрудничества, начинаем развивать работу с контейнерами. Кстати, участие в МКТ — это тоже ведь наша идея. На территории порта обслуживаются и наши контейнеры, так как на собственных площадках Куйбышевазота для них не всегда хватает места.

Мы не ставим своей целью использовать порт как источник сиюминутной выгоды, а планируем инвестировать средства в его развитие и в будущем получать стабильный доход.

Необходимо отметить, что за последние годы работа порта существенно улучшилась, появилась системная организованность.

Виктор ГЕРАСИМЕНКО, член совета директоров ОАО «Порт Тольятти», генеральный директор ЗАО «Куйбышевазот»:

- Годовой отчет ОАО «Порт Тольятти» показывает, что прибыль в этом году отсутствует. Есть убыток. Но мы также видим и отчетливо понимаем, что это связано в основном с двумя факторами — ростом заработной платы и увеличением затрат в результате проведенных ремонтных работ. В принципе, рост доходов по сравнению с 2004 г. и в сравнении с плановыми показателями имеется практически по всем направлениям, а по отдельным он существенный. Это говорит о том, что движение вперед есть. И если бы, условно говоря, порт не наращивал заработную плату на 22% или направлял на ремонт столько, сколько по факту потратили, то, естественно, появилась бы и прибыль. Можно прямо сказать, если бы зарплата выросла не на 22%, а на 12-15%, то убытка не было бы, а имелась бы достаточно ощутимая прибыль. Но мы считаем, что порт должен наращивать свой потенциал, в том числе иметь квалифицированный и надежный персонал, которому надо платить приличную заработную плату. Чтобы порт имел возможность быть конкурентоспособным, необходимо инвестировать в основные средства и закупать новое оборудование. Отрадно, что порт восстанавливает и укрепляет свои позиции.