Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (254) | 20 октября 2008г.
 

Самарский раскол

Противостояние ДГОС с мэром Самары может привести к кризису власти

Алеся Чурсаева

В начале октября Виктор ТАРХОВ вновь напомнил о себе как о политике. Он высказался за объединение усилий самарских справедливороссов с местными отделениями партий КПРФ и ЛДПР для участия в выборах в Думу г.о. Самара (ДГОС). Депутаты ДГОС в преддверии выборов 2009 г. ожидают внедрение смешанной системы. В связи с кадровыми пертурбациями в мэрии депутатское большинство, состоящее в «Единой России» (ЕР) и тяготеющее к нескольким ФПГ, может резко усилить критику в адрес чиновников. Отношения двух муниципальных ветвей власти может войти в режим острейшего противостояния.

Мэр-марионетка

До прихода Виктора Тархова на пост мэра Самары дума в едином составе практически не функционировала. Одна часть депутатского корпуса, подконтрольная на тот момент мэру Георгию Лиманскому, заседала в здании гордумы, другая, сформированная из представителей трех крупнейших ФПГ Самары, — в здании губ думы. Ныне действующий состав ДГОС был избран в 2004 г. при мэре Георгии Лиманском. Во время его правления региональные ФПГ не могли оказывать существенное влияние на муниципалитет. На выборах 2004 г. у самарских ФПГ появилась возможность через депутатов получить мощный рычаг влияния на мэра. Группа «СОК», АДС «Волгопромгаз» (ВПГ) и ОАО «Волгабурмаш» сумели добиться победы на выборах в ДГОС значительного числа близких им кандидатов.

Поддерживающие на выборах мэра Самары в 2006 г. Тархова ФПГ достигли своей цели и через нового мэра сумели провести на ряд руководящих должностей в администрацию города своих ставленников. Причем новые чиновники изначально попытались добиться снижения влияния гордумы. Весь первый год правления Тархова мэрия выходила с предложениями, которые постепенно сужали сферу компетенции депутатов. Депутаты соглашались с этим. Показательно, что дума решила добровольно отказаться от контрольной функции. При принятии бюджета на 2007 г. депутаты отменили приложение 14.2, которое они сами же приняли годом ранее, подразумевающее депутатский контроль над расходованием бюджетных средств.

Одним из пиар-шагов Тархова стала инициатива о создании в том же году контрольно-счетной палаты (КСП) при ДГОС. Хотя необходимость данного органа была очевидной, поскольку у думского комитета не было полномочий производить выемку документов. Тем не менее появление КСП было подано как демонстрация открытости новых чиновников, которые по требованию палаты демонстрировали готовность представлять все запрашиваемые документы. Тем самым формировалось мнение, что какие-либо нарушения мэрии, выявленные новым органом сразу, будут преданы огласке. Однако открытости и гласности не последовало. КСП возглавил ставленник СОКа. Добились обратного.

По результатам функционирования нового органа вплоть до лета т. г. практически ничего о нем не было известно. О скандалах, связанных с администрацией, общественность узнавала не через КСП, а через СМИ. Достаточно вспомнить громкий скандал в январе 2008 г., развернувшийся вокруг продажи муниципального имущества. Депутаты не только не задействовали в расследование этого дела КСП, но и сами предпочли отмолчаться на эту тему. Напрашивается вывод, что местным ФПГ городская дума в старой роли — как инструмент воздействия на мэрию — сегодня не нужна. Скорее наоборот: дума должна была стать органом для безропотного согласования любых инициатив чиновников.

Мэр-мишень

Если взаимоотношения администрации и думы в 2007 г. и зимой 2008 г. отмечались относительной гладкостью и какая-либо критика со стороны депутатов больше напоминала пиар, то в начале весны ситуация начала меняться. Критика депутатов в адрес мэра и аппарата администрации стала усиливаться, и обострение совпало с чередой отставок. С каждым освободившимся местом критика становилась резче. Депутаты в открытую начали заявлять о недовольстве Тарховым как управленцем.

После думских каникул, во время которых добровольно покинули свои руководящие посты сразу три выдвиженца Волгопромгаза, недовольство депутатов приобрело тотальный характер, критику вызывали все направления работы мэрии. На заседании комитета по образованию депутат Владимир Ягодкин обвинил чиновников в неготовности самарских школ к учебному году. После чего с этими же обвинениями он выступил в прямом эфире. В свою очередь действия Ягодкина администрация назвала популизмом. Подобные ситуации возникли и в связи с выступлениями ряда других депутатов. Таким образом, противостояние думы и администрации перешло в открытую форму.

В ноябре в ДГОС будет представлен проект бюджета на 2009 г. Однако депутаты уже заявляют, что в нынешнем виде его не примут.

Судя по последним событиям, «взаимопонимание» думы и мэрии подходит к своему логическому завершению. Уход СОКа из политики и уход из мэрии выходцев из ВПГ еще раз подтвердил, что объединение в 2006 г. думы отнюдь не заслуга Тархова. Сейчас перед депутатами, связанными с теми или иными финансовыми структурами, стоят задачи, которые по мере приближения выборов становятся более острыми.

Следовательно, ситуация между думой и мэрией будет только обостряться. При этом вслед за кризисом доверия может возникнуть своеобразный парламентский кризис. В думе возрастает влияние фракции ЕР, а подконтрольные ФПГ депутаты начинают преподносить себя общественности в качестве представителей партии Владимира Путина.

Мэр-политик

В свою очередь Виктор Тархов решил напомнить о себе как о мэре-политике. В начале октября он заявил о намерении во время избирательных кампаний в следующем году консолидировать силы с партиями КПРФ и ЛДПР. Эксперты не исключают, что эти заявления Тархова — всего лишь пиар-ход. Что касается вопроса внедрения смешанной системы к предстоящим выборам ДГОС, то противостоять этому, даже путем объединения с представителями других «оппозиционных» партий, Тархов не сможет.

Учитывая, что Тархов уже начал подготовку к выборам в ДГОС, действующим депутатам и особенно членам фракции ЕР ничего не остается, как принять вызов. Соответственно, третий год правления Тархова может ознаменоваться жесточайшим противостоянием мэрии и думы. Тем более что у самарских ФПГ теперь вновь в арсенале только старый рычаг воздействия на Тархова: ослабевшая дума. Для возврата своих утраченных позиций они могут начать усиливать вес фракции ЕР в целях получения контрольного пакета голосов в думе следующего созыва. После разрыва отношений с Тарховым им придется сделать ставку на ЕР. Между тем у единороссов может обозначиться одно уязвимое место — это необходимость внедрения смешанной системы выборов. Для того чтобы понять, что безболезненно этот процесс не пройдет, достаточно вспомнить тольяттинский опыт. Следовательно, весь этот период ЕР как инициатор будет находиться под волной критики. Выигрышность позиций Тархова в этом процессе видится еще и в том, что объединяемые им политические силы также воспользуются результатами внедрения смешанной системы выборов.

Накопление этих противоречий может привести к возникновению в Самаре кризиса власти таких масштабов, какого в городе еще не знали.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.