Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (254) | 20 октября 2008г.
 

Расчистил дороги

Самара может лишиться муниципального транспорта

Анна Пенкина

3 октября состоялся аукцион на право заключения муниципального контракта на общую сумму 200 млн. р. на поставку 27 автобусов «Скания», который выиграл единственный участник конкурса ООО «Самара-скан». Источники «Хронографа» предполагают, что к ООО «Самара-скан» может иметь отношение руководитель департамента транспорта Валерий ГРАФСКИЙ (на фото). Не исключено, что эта информация распространяется людьми из ближайшего окружения главы г. о. Самара Виктора ТАРХОВА, чтобы подготовить почву для якобы готовящейся отставки Графского.

Начали с закупок

То, что политика главы г. о. Самара Виктора Тархова в отношении общественного транспорта Самары не будет самостоятельной, стало понятно уже после назначения на должность заместителя главы администрации по транспорту выходца из Группы «СОК» Валерия Графского. Примечательно, что тема общественного транспорта шла одним из пунктов предвыборной программы «соковского» кандидата на должность мэра Виталия Ильина. Ильин предлагал маршрутные «газели», эксплуатируемые частными перевозчиками, заменить на традиционные вместительные муниципальные автобусы. Ильин выборы проиграл, но все пункты его транспортной программы практически сразу же после назначения начал озвучивать Графский. Эксперты прогнозировали масштабный передел рынка транспортных перевозок в интересах Группы «СОК» как в плане муниципальных заказав на поставку автобусов, так и собственно перевозок.

2 июля 2007 г. вместо привычных «газелей» на 70-й городской маршрут вышло 20 новых автобусов YUTONG китайского производства. При этом прежних перевозчиков -ООО «Рейс» и ООО «Самарская транспортная компания», по информации источников «Хронографа», с маршрута «попросили» люди из городской администрации, не предоставив никаких компенсаций. Новым хозяином 70-го маршрута стало ООО «Транс-груп», аффилированное СОКу, а сами «ютонги» были получены по договору лизинга у ООО «Самаракомтранс», официального дилера ISUZU, SCANIA, YUTONG, BAW, принадлежащего тому же СОКу. Через некоторое время со 2-го автобусного маршрута таким же образом исчезли «газели», а вместо них вышли 13 «ютонгов» «Транс-груп». На данных автобусах не действовали льготы и муниципальные «сезонки». Активное внедрение СОКа в транспортную сферу посеяло панику среди частных перевозчиков: пошли разговоры о том, что СОК якобы при поддержке департамента транспорта планировал поглотить весь рынок частных пассажирских перевозок Самары.

Но планы департамента не ограничивались только частными перевозками. 20 сентября 2007 г. Тархов подписал соглашение с официальной делегацией китайского города Чженьчжоу о закупке 200 автобусов марки YUTONG, производимых в этом городе. По словам Валерия Графского, в 2008 г. мэрия должна была бы потратить на их закупку 600 млн. р. В целом город планировал закупить у китайцев 600-800 «ютонгов» в течение 5 лет. Поставки этих автобусов должно было осуществлять ООО «Самаракомтранс». Цена автобусов YUTONG ZK 6118 HGA, рекомендованных для закупки муниципалитетом, составляла на 2007 г. 2,96 млн. р.

По отзывам специалистов, по экологии дизельные двигатели этих автобусов не соответствуют даже стандарту «евро-3», у «ютонгов» слабая тормозная система, жесткая подвеска и плохая вентиляция. Между тем автобус ЛИАЗ вместимостью 117 мест и с импортным двигательным блоком, соответствующим экологическому стандарту «евро-4», стоит 2,5 млн. р. Уместно напомнить об аналогичной крупной закупке около сотни автобусов МАЗ в Тольятти на почти 400 млн. р. Здесь также муниципалитет предпочел закупить подвижной состав через подконтрольную Группе «СОК» компанию ООО «Трансконтракт».

Ликвидация чужого

За время двухлетней работы Графского было ликвидировано три городских ATП. В планах, озвучиваемых департаментом, было создание нескольких ОАО на базе отдельных предприятий городского транспорта и передача им обслуживания части городских маршрутов. Параллельно с лоббированием автобусной темы Графский продавливал отказ города от электрического транспорта, первым этапом которого, по его планам, должны были быть вынос трамвайных путей из центра города и ликвидация троллейбусного парка.

К настоящему времени уже сокращены многие троллейбусные маршруты. По информации сопредседателя общественного движения «Транспорт и город» Антона Буслова, департамент транспорта заказал разработку проекта выноса трамвайных линий из центра до Полевой, включая перенос городского трамвайного депо №1 и ТТУ на ул. Алма-Атинскую. По мнению Буслова, если трамвайное депо снесут, то будущее самарского трамвая окажется под серьезной угрозой. Цена земли под депо составляет, по рыночным расценкам, всего 300 млн. р., а строительство нового депо обойдется примерно в 1,5 млрд. р. Не говоря уже о расходах на «нулевые» прогоны трамваев до маршрута и возможной блокировки всего трамвайного движения в случае аварии в районе нового депо.

Таким образом, Самара может повторить историю Воронежа, где власти произвели постепенное «списание» подвижного состава, а потом и вовсе продали территории трамвайно-троллейбусных парков под застройку. Теперь в Воронеже самая большая аварийность в регионе, 98% перевозок находится в руках частных перевозчиков. Антон Буслов полагает, что пока все действия департамента Графского могут привести к возможной ликвидации муниципального транспорта Самары. Доля электротранспорта в городских перевозках составляет примерно 60%. Если ее ликвидировать, то весь объем пассажироперевозок ляжет на автобусы. Примечательно, что руководитель ТТУ Владимир Водолазов, активно протестовавший против этих действий департамента транспорта, был уволен вскоре после назначения Графского.

В октябре департамент заключил контракты с ООО «Самара-скан», официальным дилером марки «Скания».

Новые контракты

Антон Буслов предполагает, что последний конкурс, состоявшийся 3 октября на поставку 27 автобусов «Скания» по муниципальному контракту, был написан якобы специально под эту марку автобусов. Такое предположение у него возникло после того, как он обнаружил в конкурсной документации требование «алюминиевый борт корпуса автобуса». Второго участника — ООО «Трак Центр Самара», предлагающего автобусы MAN А74 LION CLASSIC, к конкурсу не допустили по формальным причинам. Между тем стоимость данных автобусов прочти на 1 млн. р. ниже, чем SCANIA OMNILINK CKUB, предлагаемых «Самара-скан» по цене 7,4 млн. р. Розничная цена этой модели у завода-производителя, по информации Буслова, составляет 6,2 млн. р.

Явной принадлежности ООО «Самара-скан» к СОКу не наблюдается. Но между тем осенью 2007 г. компания сменила хозяев. Генеральным директором ООО «Самара-скан» стал Александр Кириллов, бывший директор ООО «Самара-ТрансАвто», управляющей компании «СОК-транс». Фактический адрес «Самара-скан» — Ракитовское шоссе, 1 — совпадает с адресом соковского ООО «Самаракомтранс».

Примечательно, что автобусы «Скания» фигурировали в еще одном скандале вокруг мэрии. Георгий Лиманский в промежуток между первым и вторым туром выборов 2006 г. создал два ОАО — «Сити» и «Жемчужина Поволжья», в которые включил 22 объекта городской недвижимости. Тархов, став мэром, полтора года судился, чтобы вернуть эти объекты обратно в муниципальную собственность. Но неожиданно в июле 2008 г. Тархов прекратил борьбу за недвижимость, переданную этим компаниям, и заявил, что готовится сделать их партнерами бюджета. Графский тогда сказал, что частные собственники «Сити» и «Жемчужины Поволжья» ведут переговоры с администрацией и готовы направить средства обществ на решение городских проблем. В частности, закупить в лизинг 200 автобусов «Скания» для муниципальных перевозок. Внезапное изменение позиции администрации в отношении этих фирм могло быть обусловлено сменой собственников «Сити» и «Жемчужины». Высказывались предположения, что новые собственники ранее имели отношение к структурам Группы «СОК».

Однако источники «Хронографа» не исключают, что «Самара-скан» может быть аффилирована не СОКу, а Графскому. В то же время источники считают, что в мэрии есть группа людей, которая может быть заинтересованна в отставке Графского, поссорив его с Тарховым.

28 октября должен быть определен победитель муниципального конкурса на разработку проекта новой маршрутной сети города. И по планам администрации, уже в феврале 2009 г. должны стартовать тендеры на определение перевозчиков. Если Графскому не удастся отстоять свой пост, политика департамента может радикальным образом измениться.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.