Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (250) | 22 сентября 2008г.
 

Вреда не будет

СГД рассмотрела законопроект о противодействии коррупции

Татьяна Никонорова

16 сентября прокуратура Самарской обл. вынесла на рассмотрение комитета по законодательству, законности и правопорядку Самарской губернской думы законопроект «О противодействии коррупции на территории Самарской области». Несмотря на то что этот законопроект будет принят на ближайшем пленарном заседании СГД, в нем пока содержится больше вопросов, нежели ответов.

Разработчиком нового законопроекта является прокуратура Самарской обл. Председатель комитета по законодательству, законности и правопорядку Юрий Шевцов заявил: «Сейчас мы планируем провести широкое обсуждение данного законопроекта с общественностью. И отрадно, что именно наша область первой в ПФО предложила данный законопроект. И то, что пока соответствующего закона нет на федеральном уровне, не помеха для рассмотрения документа на региональном уровне».

«Мы очень долго добивались того, чтобы прокурор Самарской обл. стал субъектом законодательной инициативы, поскольку даже генеральный прокурор не обладает законодательной инициативой. Еще дольше мы ждали законодательных инициатив от прокурора области. Наконец, дождались. Поэтому я буду голосовать за этот закон, потому что считаю, что вреда от него точно не будет», — заявила депутат СГД Наталья Боброва. По словам разработчиков проекта, пока соответствующий закон не принят на федеральном уровне. Более того, если данный закон будет принят, то Самарская обл. будет пионером в Приволжском федеральном округе. Учитывая ряд этих факторов, а также конъюнктуру, сложившуюся вокруг этого вопроса, можно дать уверенный прогноз, что законопроект будет принят на ближайшем пленарном заседании СГД.

Законопроектом предполагается, что субъектами антикоррупционной политики станут государственные органы, на которые возложены полномочия по ведению антикоррупционной политики, органы местного самоуправления, общественные организации и средства массовой информации. При этом основной упор делается на то, что проблема коррупции — это проблема исключительно лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы либо муниципальных служащих.

Одной из мер по устранению коррупционной составляющей в деятельности органов государственной власти является проведение обязательной антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. Причем атикоррупционная экспертиза в отношении проектов правовых актов по вопросам государственной и муниципальной собственности, бюджетного, лицензионного и налогового законодательства будет прово- диться в обязательном порядке.

Решение же о проведении антикоррупционной экспертизы действующего закона будет приниматься губернатором области, губернской думой или же прокуратурой Самарской обл. По решению СГД такой экспертизе может быть подвергнут любой законопроект. Впрочем, органы исполнительной власти по собственной инициативе тоже смогут провести антикоррупционную экспертизу собственных правовых актов. Это же право дается общественным и негосударственным объединениям, а также физическим лицам. Все работы по проведению экспертиз берет на себя областной бюджет. Но, что характерно, все материалы экспертиз будут носить исключительно рекомендательный характер. Иначе говоря, обязанность отменить сомнительный правовой акт после проведения экспертизы так и не наступит.

Очевидно, что после принятия соответствующего закона правительство Самарской обл. будет вынуждено разработать и направить на утверждение в СГД антикоррупционную программу, в которую будут заложены средства на проведение соответствующих экспертиз, антикоррупционную пропаганду и мониторинг соответствующих правонарушений.

Впрочем, вопросы финансирования аникоррупционной программы также оцениваются далеко не однозначно. «Я бы не хотела, чтобы борьба с коррупцией на территории Самарского региона вызвала претензии определенных органов власти на финансирование. Все-таки антикоррупционные методы должны предполагать несколько иное. А если главное в деньгах, то борьба с коррупцией станет похожа на борьбу пчел с медом», — прокомментировала обсуждаемый вопрос заместитель председателя комитета по законодательству, законности и правопорядку СГД Наталья Боброва.

Вместе с тем отношение наблюдателей к этому закону далеко не однозначное. Эксперты «Хронографа» предполагают, что обязательное прохождение ряда правовых актов через антикоррупционную экспертизу существенно замедлит и принятие, и, как следствие, исполнение этих актов. Впрочем, начальник отдела по надзору за соблюдением законодательства по борьбе с коррупцией прокуратуры Самарской обл. Динара Каюмова (на фото) с подобным предположением не согласна: «Я думаю, что на сроки это не будет влиять никоим образом, в любом случае это будет означать принятие продуманных решений, непоспешных и нескорых решений, поскольку антикоррупционная экспертиза предполагает изучение законопроектов не только инициаторами, но и людьми, которые занимаются научной деятельностью, общественными советами. В любом случае законы и нормативно-правовые акты у нас быстро не принимаются. При разработке законопроекта изучался опыт других регионов — Татарстана, Башкортостана и Саратовской обл. Там закон о противодействии коррупции действует в течение нескольких лет».

Очевидно, что сложность проведения антикоррупционной экспертизы законодательных актов, которые были приняты до принятия самого закона о противодействии коррупции, ставят крест на пересмотре тех актов, которые уже стали причиной громких судебных разбирательств, таких, например, как выделение в Тольятти земельных участков в рамках «земельного дела». Хотя, по мнению ряда опрошенных «Хронографом» наблюдателей, это было бы закономерно. Так, например, депутат СГД Михаил Матвеев прокомментировал: «Да, это было бы справедливо, поскольку общественный резонанс вызвали именно эти события, и по-хорошему проверить нужно все, вплоть до дорожных знаков».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.