Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (250) | 22 сентября 2008г.
 

Лицом в природу

Росимущество дает «Самарской Луке» шанс измениться

Ян Хельм

В августе завершился год управления национальным парком «Самарская Лука» (НП СЛ) Александра ГУБЕРНАТОРОВА (на фото). Прежний директор НП Владимир НАЗАРОВ вызывал массу нареканий со стороны власти и населения по поводу застоя в развитии экотуризма в «Самарской Луке». Новый директор уповает в данном направлении деятельности НП более всего на правительство Самарской обл. Объясняет все передачей имущественного контроля НП Росимуществу РФ. Руководству же НП остается одно: заниматься охраной уникального природного комплекса.

Растерянность директора

С приходом к власти в НП СЛ известного своей активной общественной экодеятельностью Александра Губернаторова некоторые рассчитывали на резкий рывок в развитии и парка, и его «столицы» Жигулевска как единого туристического центра. Но этого не произошло. Перспективы НП СЛ Губернаторов отдает на откуп правительству Самарской обл.: «Мы рассматриваем только концепцию развития туризма на «Самарской Луке». Никакого проекта от департамента по туризму правительства Самарской обл. и в первую очередь его руководителя Юрия Антимонова пока нам представлено не было. От правительства исходят только идеи. Например, по строительству горнолыжного центра в с. Ширяево».

Финансовый же потенциал НП оказался в 2007 г., по словам Губернаторова, полностью в ведении Росимущества РФ, которое завершает сегодня межевание земель «Самарской Луки». «На это выделены федеральные деньги, около 2 млн. р., на 134 тыс. га, составляющих площадь НП. Государство решило зарегистрировать право собственности на земли парка за Российской Федерацией. Мы занимаемся контролем окружающей природной среды, Росимущество занимается контролем использования имущества РФ».

Этому, следует заметить, противоречит часть 12 действующего положения о НП СЛ. В ней говорится о весьма широких возможностях финансово-хозяйственной деятельности организации, другими словами, коммерческого использования парка. Такое использование может осуществляться на основе рекреационной, рекламно-издательской деятельности, организации охоты и рыболовства, продажи леса, предоставления земель в аренду туристическим организациям и т.д. Таким образом, могут формироваться собственные средства НП СЛ. Причем это помимо финансов на содержание парка, поступающих из федерального центра. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения по пункту 12.14 положения, также «поступают в самостоятельное распоряжение национального парка».

А размер выплачиваемых премий самым бдительным работникам парка, формируемых из этих денег, «определяется администрацией самостоятельно». Но, по утверждению Александра Губернаторова, так было с года основания НП СЛ (1984 г.) до 2007 г. Изменилось законодательство, и теперь все перечисленное контролирует Росимущество. Администратором распределения доходов парка стало, по словам Губернаторова, с прошлого года также Росимущество.

Разделили имущество

Александр Губернаторов признает, что в федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» с последним изменением от 10.05.07 пункт о самостоятельном предоставлении в аренду земель администрацией НП сохраняется неизменным. На взгляд директора парка, в этом существует некое юридическое противоречие, т.к. в бюджете парка статья об аренде теперь отсутствует.

Бюджет парка, по его словам, составляет на сегодня примерно 20 млн. р. В связи с передачей функции предоставления в аренду территорий парка Росимуществу бюджет парка теряет в год порядка 7 млн. р. Но теряет ли от этого что-либо уникальная природа «Самарской Луки»? Похоже, что ничего.

Государство, по мнению экспертов «Хронографа», узаконивая предмет договорных отношений с владельцами 72 турбаз и других коммерческих структур и даже производств, находящихся на территории НП СЛ, четко проводит границу между собой — владельцем федерального имущества, и теми, кого это уникальное имущество наняли охранять — сотрудниками НП СЛ. До сих пор последние выполняли явно не свои функции. Теперь они смогут заниматься непосредственно тем, к чему призваны: защитой природы, контролем выполнения природоохранного законодательства РФ и созданием привлекательного имиджа Самарской губернии и всей России как обладателей сохраненного в первозданном виде неповторимого биогеологического резервата. Подобный имидж формирует, например, основу национального дохода некоторых стран Африки или островов Тихого и Индийского океанов.

Дикий туризм

Здесь как раз и могут сыграть ключевую роль работники НП СЛ, имея на то все законные полномочия, определенные Лесным кодексом РФ. Вполне возможно, что выдавая или не выдавая разрешительные документы на использование территорий парка Росимуществом, руководство НП сможет реально регулировать присутствие в границах НП СЛ экотуристического бизнеса, укрепляя его качество и повышая соответственно на него расценки. А не заниматься, как сегодня, хаотичным сбором сумм за право присутствовать в парке всем желающим. По разным оценкам, НП СЛ ежегодно посещают от 1 млн. до 1,5 млн. неорганизованных туристов. Даже если умножить эти цифры на 50 р. (именно столько берется сегодня, по словам и посетителей НП, и самих руководителей НП за «путевку» по одному из трех (!) экскурсионных маршрутов СЛ), получается сумма, превышающая озвученный Губернаторовым бюджет парка в разы. А неорганизованный туризм наносит НП СЛ непоправимый ущерб. Для данного вывода необязательно быть профессиональным экологом.

Вероятно, что ради достойного существования руководству ФГУ (федерального государственного учреждения) НП СЛ следовало бы не столько стремиться стать зависимым от сбора различных платежей, используя при этом не свое имущество, а бороться за другой, главный для большинства НП всего мира источник дохода — государство. Для этого государству необходимо в первую очередь доказать, что сотрудники НП действительно охраняют НП и приумножают его уникальные природные богатства.