Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (250) | 22 сентября 2008г.
 

Ошиблись с законом

Приход москвичей на тольяттинский рынок теплоэнергетики откладывается

Георгий Бржевский

На прошлой неделе мэр Тольятти Анатолий ПУШКОВ удовлетворил протест прокуратуры города, указавшей на незаконность подготовки документации для проведения конкурса по передаче муниципальных объектов теплоснабжения сторонним организациям. Прокуратура настаивала на том, что конкурсная документация должна была готовиться в соответствии с ФЗ №115 «О концессионных соглашениях», а не на основе ФЗ №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Скорее всего, конкурс будет признан несостоявшимся, а приход на тольяттинский рынок ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» (МОЭК), похоже, откладывается до следующего года.

Организатор конкурса — департамент городского хозяйства мэрии Тольятти — должен был назвать победителя еще 27 августа. Однако формальная причина — отсутствие кворума в единой постоянной комиссии -позволила затянуть подведение итогов более чем на полмесяца. Председателем конкурсной комиссии является Александр Шабунин (на фото), он же возглавляет департамент городского хозяйства мэрии Тольятти.

Кроме того, 1 сентября прокуратура Тольятти вынесла протест на постановление мэра об утверждении конкурсной документации для проведения открытого конкурса по определению компании, которой были бы переданы на обслуживание муниципальные объекты теплоснабжения в Комсомольском и Центральном р-нах города. По мнению представителей надзорного органа, ответственная за подготовку конкурса сторона при разработке конкурсной документации руководствовалась не тем федеральным законом, каким это следовало бы делать. «Прокуратурой города принесен протест на постановление мэра об утверждении конкурсной документации, — пояснила заместитель прокурора Тольятти Ирина Мазур. — Данная конкурсная документация была разработана в соответствии с ФЗ №94-ФЗ от 21.07.05 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что не соответствует действующему законодательству. Конкурсы на право заключения договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом №115-ФЗ от 21.07.05 «О концессионных соглашениях».

Как стало известно корреспонденту «Хронографа», протест прокурора поступил в мэрию якобы только 4 сентября. На ответ, отменить постановление или отклонить протест прокуратуры, мэрия должна была использовать не более 10 дней. Несмотря на то что еще 8 сентября во время брифинга мэр Тольятти Анатолий Пушков заявил: «У нас есть 10 дней для принятия решения», в реальности ответ мэрии на протест был датирован третьим сентября. Хотя, как стало известно «Хронографу», в распоряжение прокуратуры он поступил только на прошлой неделе. Здесь важно отметить и то, что жалоба в прокуратуру поступила от ОАО «ТЕВИС», которое стало одной из трех организаций, пожелавших принять участие в конкурсе. Двумя другими организациями стали ОАО «Волжская ТГК» (ВоТГК, она же ТГК-7) и ОАО «МОЭК» (г. Москва). ТЕВИС и ТГК-7 предложили тариф на тепло на момент передачи имущества и до конца 2008 г. по цене 474 р./Гкал. (без НДС). Именно такой тариф сейчас действует в Центральном р-не, где ТЕВИС в отличие от ТГК-7 никогда не работал. Годовой объем поставки тепловой энергии в горячей воде по всем категориям потребления обе компании тоже предложили одинаковые — 2429 тыс. Гкал. Одинаковый был ими заявлен и срок реализации инвестиционной программы — в течение первых семи лет эксплуатации сетей (см. «Хронограф» №32 (247) от 01.09.08).

Однако, как отмечают эксперты, при равных заявленных условиях в выигрышном положении оказывалось ТГК-7. Эта компания в отличие от ТЕВИСа имеет опыт работы на сетях Центрального р-на. Но планы на победу ТГК-7 совершенно неожиданно, причем, скорее всего, даже для организаторов конкурса, нарушил третий участник — МОЭК. Он заявил тариф на рубль дешевле — 473 руб./Гкал (без НДС). Годовой объем поставки тепла у него тоже оказался на одну тысячу гигакалорий больше — 2430 тыс. Гкал. Срок реализации инвестиционной программы сократили до 5 лет. Стоит отметить, что участие в конкурсе МОЭК и предложенные этой компаний условия стали неожиданностью для ТГК-7.

Участие московской компании в данном конкурсе, видимо, было связано с тем, что были нарушены первоначальные планы этой компании о получении полного контроля над тольяттинский рынком теплоэнергетики. Скорее всего, МОЭК планировал покупку ТЕВИСа после того, как ТЕВИС победит в конкурсе на передачу имущественных прав на теплосети Центрального и Комсомольского р-нов. Но когда стало понятно, что конкурсные условия по непонятным причинам идеально подходят ТГК-7, МОЭК пришлось выставить свою кандидатуру и предложить более выигрышные условия.

Примечательно, что в подконтрольной мэрии Тольятти газете «Городские ведомости» 28 августа, то есть в день, когда должны были определить победителя конкурса, в одной из статей ставился под сомнение тариф, который предложил МОЭК. Якобы он не может быть ниже, чем у поставщика тепла — ТГК-7.

Именно после победы МОЭК (являющейся фактически прогосударственной структурой и контролирующей около 70% рынка сбыта теплоэнергии и горячей воды Москвы) в данном конкурсе наиболее логично было бы поглощение этой структурой ОАО «ТЕВИС». Таким образом, в Тольятти была бы реализована идея создания единой теплоэнергетической компании. Такая стратегия позволила бы МОЭК полностью контролировать рынок тепла в Тольятти и без проблем прокладывать новые коммуникации на пока неосвоенных землях. Таким образом, МОЭК сможет зарабатывать не столько на транспортировке тепла от ТЭЦ, принадлежащих ТГК-7, сколько на выдаче техусловий для подключения абонентов при освоении новых территорий, которые заложены в генеральном плане развития Тольятти.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.