Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (250) | 22 сентября 2008г.
 

Удар Иванова

Тольятти может остаться без тепла

Георгий Бржевский

На прошлой неделе тольяттинский муниципалитет отменил постановление об утверждении конкурсной документации для проведения открытого конкурса на право заключения договора о передаче на 20 лет имущественных прав на объекты теплоэнергетики Комсомольского и Центрального р-нов. Наиболее вероятно, что конкурс будет признан несостоявшимся и в новом отопительном сезоне объекты теплоэнергетики Центрального р-на продолжит эксплуатировать ОАО «ВоТГК» (ОАО «ТГК-7»), а объекты теплоэнергетики Комсомольского р-на — МУП «ПО КХ г.Тольятти» под руководством Александра ДРУЖИНИНА. Однако у ВоТГК с 1 января 2009 г. заканчивается действие договора с мэрией Тольятти на право пользования тепловыми сетями Центрального р-на.

Важный договор

По законодательству продлить договор с ВоТГК без конкурса мэрия не имеет права. Таким образом, мэрия Тольятти в лице заместителя мэра по городскому хозяйству Владимира Иванова (на фото) может подставить под большой вопрос проведение отопительной кампании в Центральном р-не в преддверии выборов в Тольяттинскую городскую думу (ТГД).

Договор между мэрий Тольятти и ТГК-7, в соответствии с которым муниципальные тепловые сети и объекты теплоснабжения Центрального р-на находятся в хозведении ТГК-7, заканчивается 1 января 2009 г. Примечательно, что эту информацию обнародовало подконтрольное Владимиру Аветисяну издание «Самарское обозрение». Продлить данный договор ТГК-7 сможет только при условии победы в открытом конкурсе на право эксплуатации этих сетей. В противном случае в соответствии с федеральным законодательством договор с этой организацией продлен быть не может. Наличие этого договора позволяло ТГК-7 формировать расходную часть от эксплуатации объектов теплоэнергетики Центрального р-на при расчете и утверждении тарифов. Если же ТГК-7 не будет иметь никаких прав на данные сети, то, соответственно, и финансировать расходную часть при эксплуатации сетей она должна будет из чистой прибыли. Из этого следует, что конкурс, итоги которого должны были быть подведены в августе, в первую очередь должен быть выгоден ТГК-7, т.к. в случае победы в нем автоматически мог быть пролонгирован действующий договор с ТГК-7. Однако в ситуации, когда условия конкурса практически идеально подходили для ТГК-7, все карты для этой структуры спутал их конкурент -МОЭК.

Скромная роль чиновника

Если версия об истинной причине (попытка ТГК-7 пролонгировать договор) проведения конкурса по передаче сетей верна, то удивляет позиция заместителя мэра по городскому хозяйству Владимира Иванова. В данном случае ему следовало бы предвидеть все варианты развития ситуации. В том числе и самый сложный, который, собственно, и получил развитие.

Сейчас город находится на грани того, что под вопросом остается не только неопределенность с выбором эксплуатирующей организации по тепловым сетям Центрального р-на, но и под сомнением остается решение проблемы высокого тарифа на услуги теплоснабжения в Комсомольском р-не. Учитывая статус и положение Иванова, ему следовало бы в первую очередь руководствоваться вопросами надежного обеспечения горожан теплом на очередной отопительный сезон, а также снижением финансовой нагрузки на бюджет города, связанной с проблемой усреднения тарифа для Комсомольского р-на. Однако вместо этого получается, что более приоритетной задачей для него стало обеспечение для ТГК-7 условий пролонгации действующего договора и получение в хозведение дополнительных мощностей. Чем заканчивается подобного рода лоббизм со стороны чиновников тольяттинской мэрии, можно видеть на примере бывшего начальника управления муниципальным имуществом Анатолия Вахтина. Именно в период его работы в мэрии (а именно в 2006 г.) была проведена работа по продлению договора с ТГК-7 по аренде муниципальных объектов теплоснабжения Центрального р-на до 1 января 2009г. Тогда — в 2006 г. — законодательство не предусматривало открытого конкурса, поэтому заключить договор с ТГК-7 было делом техники. После избрания нового мэра Вахтин перешел на работу на должность заместителя директора по общим вопросам тольяттинских тепловых сетей -филиала ОАО «ТГК-7».

Вопросы без ответов

После того как договор с ТГК-7 закончится, сети Центрального р-на, вероятнее всего, могут быть переданы в хозведение муниципальной эксплуатирующей организации МУП «ПО КХ». Т.к. ПО КХ — муниципальное предприятие, то в этом случае никакой конкурс не нужен.

Провести же новый конкурс до начала отопительного сезона мэрия не сможет, т.к. по закону «О концессионных соглашениях» №115-ФЗ предусмотрены регламентные процедуры, которые требуют значительного времени. К примеру, только сообщение о проведении конкурса должно быть опубликовано конкурсной комиссией не менее чем за 30 рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе.

Однако возникает вопрос, каким образом ПО КХ сумеет рассчитать и утвердить тариф до начала отопительного сезона на участке сетей, которые находятся в возведении другой организации, в данном случае — ТГК-7. Теоретически существует лишь вариант усреднения тарифов Комсомольского и Центральных р-нов, после того как сети Центрального р-на будут переданы на баланс этого МУП. Однако для этого ПО КХ должно выйти в Самарское областное управление государственного регулирования цен и тарифов с расчетами нового тарифа и получить его утверждение. На это уйдет несколько месяцев.

Не менее важным вопросом является процедура осуществления передачи имущества из хозведения одной организации другой. Причем в разгар отопительного сезона. Хотя не исключено, что это можно сделать до начала отопительного сезона, правда, при этом понадобится волевое решение со стороны мэрии для досрочного прекращения действующего договора с ТГК-7. Процедура передачи имущества по актам приемки-передачи, а также перевод трудового коллектива могут быть осуществлены в течение нескольких месяцев, однако эти процедуры влекут за собой серьезные риски и ответственность, к примеру, за содержание оборудования или перезаключение договоров.

Также немаловажным фактором является вопрос поиска вариантов компенсации так называемых «выпадающих доходов» перед МУП «ПО КХ» по Комсомольскому р-ну. На 1 сентября 2008 г. они составляют 146 млн. р. и, по прогнозам, в конце года перешагнут планку в 200 млн. р.

Таким образом, мэрия Тольятти в лице заместителя мэра по городскому хозяйству Владимира Иванова может подставить под большой вопрос сам факт проведения отопительной кампании в Центральном р-не. Кроме того, компенсация выпадающих доходов ляжет серьезным бременем на областной бюджет. Такое развитие событий чревато социальным взрывом в преддверии выборов в ТГД.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.