Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (243) | 7 июля 2008г.
 

На старой волне

Команда нового мэра г. Тольятти не спешит отказаться от наследия Николая Уткина

Михаил Куракин

2 июля на заседании ТГД по результатам рассмотрения отчета о проверке контрольно-счетной палатой (КСП) ТГД деятельность Городского центра проектного финансирования (ЩПФ) была признана неудовлетворительной. Причем уже 1 июля материалы были переданы из тольяттинской прокуратуры в СУ УВД г. Тольятти, где по поступившим материалам будет проведена проверка. Однако несмотря на это, мэр г. Тольятти Анатолий ПУШКОВ не спешит отдавать приказ о прекращении работы фонда. Он так же не спешит переходить к более цивилизованной форме распределения земли — путем открытых торгов.

Ротация

Согласно регламенту при поступлении в СУ УВД Тольятти материалов и в соответствии с УПК РФ на принятие решения о возбуждении или отказа от возбуждения уголовных дел следователям отводится 10 дней. Однако несмотря на то что 1 июля материалы были отправлены из прокуратуры, до СУ УВД к концу недели они еще не дошли. СУ УВД Тольятти могут как возбудить уголовное дело, так и отказаться от возбуждения. Причиной тому может послужить то, что следствие может не усмотреть в переданных материалах нарушения норм УПК РФ.

Стоит напомнить, что постановлением мэра г. Тольятти Анатолия Пушкова № 1129-1/п «О составе Совета Фонда ГЦПФ» от 26 мая 2008 г. в целях осуществления контроля за деятельностью ГЦПФ были прекращены полномочия предыдущих представителей от мэрии в составе фонда: бывшего мэра Николая Уткина, заместителя мэра по городскому хозяйству Владимира Иванова, бывшего руководителя правового департамента Сергея Исаева, бывшего руководителя департамента экономики Владимира Перельштейна и руководителя управления архитектуры и градостроительства Алексея Кирьякова. Согласно этому же постановлению в состав совета фонда были назначены члены новой команды мэрии: ныне первый заместитель мэра Вадим Кирпичников (на фото), руководитель правового департамента Ирина Клонина, руководитель департамента экономического развития Денис Жидков.

Вечный форс-мажор

Мэрия продолжает тратить огромное количество времени и средств, привлекая интеллектуальные усилия своих юристов, для того чтобы найти в законодательстве обходные варианты, которые бы могли позволить как можно дольше не идти по пути проведения аукционов при распределении муниципальной земли под застройку. Причем тольяттинские чиновники, оправдывая свои действия, зачастую ссылаются на п. 2.1 ст. 30 Земельного кодекса (ЗК) от 2006 г., который гласит: «Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности ... предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории».

Однако ЗК не диктует полного отказа от проведения аукционов. Ст. 30 ЗК РФ говорит о том, что продавать землю через структуры, аналогичные ГЦПФ, можно, однако при условии, что земля не востребована и мэрия приняла решение о ее развитии. Подобный случай можно назвать исключительным. Федеральный законодатель внес в ЗК РФ этот пункт на случай появления форс-мажорных ситуаций. Однако в тольяттинской мэрии еще при Уткине, зацепившись за ст. 30 ЗК, пытаются толковать это как норму. В случае с ГЦПФ можно предположить, что зачастую в Тольятти форс-мажорные ситуации создаются искусственно, для того чтобы отдельные бизнес-структуры благодаря лояльным чиновникам имели возможность действовать через ГЦПФ минуя аукционы. Подобную деятельность вполне можно сравнить с деятельностью рейдеров, которые находят узкие места в законодательстве (статьи, которые можно истолковать двояко), используют их в своих интересах. Однако у рейдеров есть вполне логичный мотив: получение максимальной прибыли за максимально короткие сроки.

П. 2 ст. 30 ЗК РФ гласит: «Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах в соответствии со ст. 38 настоящего Кодекса». В свою очередь п. 1 ст. 38 отмечает «Предметом торгов может быть сформированный в соответствии с п.п. 1 п. 4 ст. 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка». Причем на сформированном согласно п.п. 1 п. 4 ст. 30 ЗК РФ участке должен быть проведен ряд работ: «подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельных участков без проведения торгов; публикация сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов».

По следам Уткина

В 2006 г. на федеральном уровне был создан механизм, который позволяет развивать города и муниципалитеты за счет имеющихся у них ресурсов. Этот механизм весьма прост. Основными ресурсами муниципалитета являются налог на доходы физлиц и поступления от использования земли.

Причем земля имеет гораздо большую ценность, если она подготовлена под застройку и выставлена на аукцион. Так, например, если в текущем году сформировать лоты и выставить на торги ряд участков земли, в будущем году в бюджет можно заложить дополнительную статью расходов на освоение новых земельных участков. Именно такая деятельность муниципалитета может называться инвестиционной.

На протяжении нескольких лет мэр Тольятти Николай Уткин отмечал, что в городе отсутствуют средства на инвестиционное развитие. Именно этим было обусловлено создание ГЦПФ. Причем новая команда мэрии неоднократно заявляла, что использование ГЦПФ будет продолжено. Стоит напомнить, что бывший мэр Тольятти сейчас отбывает наказание. Однако Николай Уткин и бывший начальник управления земельными ресурсами мэрии Тольятти Наталья Немых разрабатывали и использовали подобную практику ввиду отсутствия законов, которые могли бы регламентировать и оптимизировать работу по использованию земельных ресурсов муниципалитета. Сегодня, несмотря на то что федеральный законодатель предоставил возможность мэрии перенаправить средства от продажи земельных участков напрямую в бюджет, «молодые» чиновники предпочли продолжить использование старой схемы. Даже несмотря на то, что это может вызвать вопросы у правоохранительных органов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.