Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (243) | 7 июля 2008г.
 

Динара Каюмова:

В России отсутствует законодательное определение коррупции

Игорь Караулов

18 июля состоится коллегия прокуратуры Самарской обл. по итогам работы за первое полугодие 2008 г. Впервые на коллегии будет заслушиваться доклад начальника отдела по надзору за соблюдением законодательства о борьбе с коррупцией Динары КАЮМОВОЙ. Этот отдел создан в прокуратуре Самарской обл. в марте этого года. О том, что такое коррупция и насколько она распространена в Самарской обл., Динара Каюмова рассказала в интервью «Хронографу».

- Динара Рафиковна, в мае президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о создании совета по противодействию коррупции, в который в том числе вошли и представители прокуратуры. Имеет ли понятие коррупция четкое законодательное определение?

- На данный момент в России отсутствует законодательное определение коррупции. Мы можем обращаться только к нормам международного права, в которых понятие коррупции четко закреплено. Действительно, прокуратура является одним из органов, который занимает активную позицию по вопросам скорейшей имплементации норм международного права о противодействии коррупции, а также создании самобытной российской правовой системы в этой сфере.

- А как же статья 286 УК РФ, она разве не определяет данное понятие?

- Статьи уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за злоупотребление полномочиями или их превышение, закрепляют коррупционность данных преступлений. Тем не менее коррупционный характер присущ и мошенничеству, и хищению имущества, и легализации доходов, полученных преступным путем.

- А что же у нас подразумевается под коррупцией?

- Это злоупотребление своими должностными полномочиями представителями органов государственной власти и муниципального управления. Либо превышение полномочий с корыстной целью. Именно эти определения мы и используем в качестве отправной точки при квалификации правонарушений.

- Насколько такое явление, как коррупция, распространено в Самаре? Можно ли об этом судить по тем уголовным делам, которые были возбуждены следственным комитетом в отношении ряда чиновников?

- Поскольку вопросами коррупции мне приходится заниматься лишь с марта, я пока затрудняюсь дать четкую характеристику явления в нашем городе. Естественно, соцопросы различных кругов населения показывают, что практически каждый человек в своей жизни сталкивается с коррумпированностью чиновников. Некоторым людям проще заплатить за решение вопроса, чем преодолевать все административные барьеры, необходимые для получения разрешительных документов, оформления в собственность земельных участков и домов. Говорить конкретно, что в нашей области коррупции больше или меньше, чем где-либо, на данный момент сложно.

- Вы возглавляете отдел по надзору за исполнением законодательства по противодействию коррупции, а какие органы у нас призваны бороться с коррупцией? Это ФСБ, МВД или, может, какие-то другие структуры?

- У нас с коррупцией борется практически каждая государственная и муниципальная структура. Органы исполнительной власти тоже говорят о том, что они борются с коррупцией в собственных структурах.

Тем не менее у нас этот процесс не регламентирован законодательно, в области отсутствует закон о борьбе с коррупцией. В настоящее время есть опыт создания различных общественных советов. К примеру, не всегда представителям бизнеса, предпринимателям бывает удобно прийти в правоохранительные органы и сообщить о нарушениях их прав. А вот в общественный совет по охране прав субъектов малого и среднего бизнеса человек может обратиться, и, возможно, будут проведены совместные с правоохранительными органами мероприятия с целью недопущения нарушения прав, предусмотренных законом.

- Некоторое время назад, когда решался вопрос о том, кому именно доверить борьбу с коррупцией, в качестве кураторов данного направления рассматривались представители трех структур — ФСБ, Следственного комитета и Генеральной прокуратурой. В конечном итоге выбор был сделан в пользу прокуратуры. Вы в этой связи чувствуете какую-то особую ответственность, что вам доверили столь сложное направление?

- Безусловно. Ответственность очень большая, поскольку чем больше полномочий, тем больше ответственность. К вопросу о том, что предпочтение было отдано органам прокуратуры. Законом о прокуратуре Российской Федерации предусмотрена координирующая роль прокуратуры во всех направлениях по борьбе с нарушениями закона, поэтому прокуратуре и доверено надзирать за соблюдением законов в сфере противодействия коррупции. Я не питаю никаких иллюзий по поводу того, что прокуратура самостоятельно поборет коррупцию. Я полагаю, что борьба с ней должна осуществляться во взаимодействии со все-ми структурами. В этом направлении прокуратурой области предприняты определенные шаги, создана межведомственная рабочая группа по борьбе с коррупцией и нарушениями законодательства о государственной и муниципальной службе. В состав группы мы включили опытных сотрудников Следственного управления СК при прокуратуре РФ, УФСБ, ФСКН, ГУВД, СУВДТ и Самарской таможни. И основная наша задача — разработать системность, комплексный подход, не превращая работу в кампанейщину.

- Ваш отдел существует не так давно, тем не менее вы можете сейчас привести примеры каких-то фактов выявления коррупции?

- За три месяца существования нашего отдела нам удалось провести не так много проверок. До настоящего времени у нас нет окончательных результатов, поскольку любая проверка, любая информация о коррупционных проявлениях требует тщательных оперативных разработок, проверок, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, на наличие признаков состава преступления коррупционной направленности. Поэтому говорить о скорых результатах и рано, и, я думаю, на данный момент даже некорректно.

- Сколько всего состоит единиц в штате вашего отдела?

- В нашем отделе 4 оперативных сотрудника — начальник отдела, старший прокурор отдела и 2 прокурора отдела. Все они назначены на должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки, пройдя строгий отбор с учетом особых требований к каждому кандидату.

- На местном уровне вы курируете местные органы власти или в перечень входят и федеральные органы — Росприроднадзор, Ростехнадзор, Росимущество и прочие подобного рода ведомства?

- Это те структуры органов исполнительной власти, за которыми мы надзираем в соответствии с законом о прокуратуре. Думаю, что деятельность всех этих организаций нами впоследствии будет проверяться. Прокурорские проверки будут проходить в соответствии с утвержденным планом и актуальностью проблем.

- На ваш взгляд, есть ли какие-то структуры, в которых коррумпированность распространена больше, чем где-либо?

- Я не могу говорить конкретно о Самарской обл., но мне встречались различные мнения социологов и аналитиков. По их мнению, основными местами процветания коррупции является сферы земельных и имущественных правоотношений. Все, что связано с оформлением документации. Все, что связано с распоряжением землей, порождает коррупцию.

- Подтверждением этому может служить дело Николая Уткина и Виктора Абрамова?

- Несомненно, подтверждением этому являются уголовное дело Николая Уткина и второе так называемое земельное дело, которое сейчас расследуется и где фигурируют фамилии Уткина и Натальи Немых. Это ни для кого не секрет. Дело Абрамова из категории коррупционных в сфере имущественных отношений. Вот эти две сферы и обозначены как наиболее коррумпированные.

- Когда ваш отдел будет подводить первые итоги? Это произойдет на коллегии прокуратуры по итогам работы за первое полугодие или в какие-то иные сроки?

- Первые итоги мы уже будем подводить к полугодовой коллегии. А итоги деятельности отдела подведем по результатам работы за год. По крайней мере, за 10 месяцев нашей работы уже о чем-то можно будет говорить.

Справка:

Динара Каюмова в прокуратуре с августа 1999 г. Поступила на службу в органы прокуратуры в качестве помощника прокурора Советского р-на г. Самары. В феврале 2003 г. назначена на должность прокурора отдела по надзору за исполнением налогового законодательства, в июне 2005 г. назначена на должность помощника прокурора области по надзору за исполнением налогового законодательства, в марте 2007 г. была назначена на должность начальника налогового отдела. С марта 2008 г. является начальником отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.