Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (243) | 7 июля 2008г.
 

Заберут последнее

Виктор Тархов рискует совсем лишиться «земельных» полномочий

Алеся Чурсаева

В июне правительством Самарской обл. было одобрено решение через самарского депутата Госдумы Виктора КАЗАКОВА выступить с законодательной инициативой о внесении в Земельный кодекс РФ изменений. В результате этой инициативы самарская мэрия может лишиться полномочий по подготовке и оформлению земельных участков к передаче их в пользование частным инвесторам. В 2006 г. мэрии уже пришлось передать часть этих полномочий. Право выдачи разрешений на пользование землей по договоренности бывшего мэра Самары Георгия ЛИМАНСКОГО и бывшего губернатора Константина ТИТОВА были переданы в компетенцию облправительства. Теперь полномочия правительства могут существенно расшириться.

Еще два года назад всеми вопросами, касающимися распоряжения землей, в областном центре занималась городская администрация. В середине 2006 г. экс-мэр Самары Георгий Лиманский часть полномочий передал в распоряжение области. С этого момента, по сути, одними и теми же вопросами стали заниматься и город, и область, что привело к определенным трудностям. Процесс предоставления участков стал затягиваться, вследствие чего тормозился и процесс строительства жилья.

Согласно Земельному кодексу (ЗК) РФ, право распоряжения земельными участками, собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления, в случае если законами соответствующих субъектов РФ не предусмотрен другой порядок. ЗК позволяет региональным властям установить порядок, когда земельными вопросами на территории региональных центров будет заниматься правительство области. В таких областях, как Самарская, Оренбургская, Ульяновская, Нижегородская, Волгоградская, Саратовская, соответствующие полномочия были переданы органам исполнительной власти субъектов РФ. На практике при реализации данных полномочий региональные власти, в том числе и Самарской обл., сталкиваются с рядом трудностей при распоряжении земельными участками муниципалитета.

Так, например, в Самаре это главным образом обусловлено тем, что по-прежнему в компетенции городских властей сохранены отдельные полномочия по распоряжению земельными участками. В частности, по-прежнему за мэрией Самары сохраняются полномочия по формированию земельных участков, их границ, по обеспечению выбора земельных участков. Другими словами, решение о предоставлении земельного участка сегодня принимается в правительстве Самарской обл., а все подготовительные работы проводятся под контролем чиновников мэрии Самары. То есть оперативность и безошибочность проведения данных работ по-прежнему напрямую зависят именно от работы чиновников самарской мэрии.

В правительстве Самарской обл. полагают: «До тех пор, пока в едином процессе будут участвовать неподчиненные структуры, говорить об единообразии и быстроте процесса оформления и предоставления земельных участков не приходится». Так, например, с 1 июля 2006 г. в адрес мэрии Самары министерством по строительству правительства Самарской обл. было направлено 1762 заявления для организации работ по выбору земельных участков, формирования или утверждения проектов границ. Положительный результат был получен только по 104 из них. Информация о рассмотрении 225 заявлений вообще отсутствует. Хотя самарская мэрия в соответствии с регламентом обязана в недельный срок сообщать о возможности либо невозможности осуществления выбора земельного участка. Даже при получении всех необходимых заключений, согласований и проекта постановления мэра Самары в министерство документы поступают спустя полтора-два месяца после этого. На заседании правительства было заявлено, что «такая ситуация складывается не только по заявлениям юридических и физических лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства. Но даже и по объектам регионального значения, заказчиком которых выступает правительство Самарской обл., в том числе министерство строительства и ЖКХ.

Показателем работы мэрии Самары в этом направлении является то, что с 2001 г. на территории города чиновниками горадминистрации не было проведено ни одного конкурса или аукциона по предоставлению в аренду или собственность земельного участка. Все это влечет не только нарушение закона, но и прав потребителей. Причем долгое время застройщики не решались отстаивать свои права в суде. Однако в настоящее время в арбитражный суд начали поступать первые иски на действия самарской мэрии.

Изменить ситуацию можно лишь внесением поправок в Земельный кодекс РФ. С учетом этого губернатором Самарской обл. Владимиром Артяковым было сформировано задание подготовить проект поправок с тем, чтобы депутат Госдумы от Самарской обл. Виктор Казаков представил их в Госдуме в качестве законодательной инициативы. 11 июня на заседании правительства области, которое вел заместитель председателя правительства Александр Нефедов, проект поправок был согласован.

Подобный законопроект в Госдуме ранее не рассматривался. Если он будет принят, то мэрия Самары будет окончательно лишена возможности существенно влиять на скорость процесса оформления земельных участков.

Глава городского округа Самара Виктор Тархов по поводу рассматриваемого законопроекта высказал свои замечания. Они свелись к тому, что принятие данного закона якобы ограничит полномочия органов местного самоуправления и будет противоречить ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ». Однако если обратиться к этому же закону, то легко удостовериться, что у органов местного самоуправления полномочия сохраняются: по организации жилищного строительства, по утверждению генерального плана, по выдаче разрешения на строительства и т.д. То есть принятие рассматриваемого законопроекта не будет препятствовать реализации органами местного самоуправления возложенных на них задач и не будет противоречить законодательству о местном самоуправлении.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

С 1 июля 2006 г. в адрес мэрии Самары министерством по строительству правительства Самарской обл. было направленно 1762 заявления для организации работ по выбору земельных участков, формирования или утверждения проектов границ. Положительный результат был получен только по 104 из них. Информация о рассмотрении 225 заявлений вообще отсутствует.