Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (243) | 7 июля 2008г.
 

Биотестирование под вопросом

Самарские промышленники требуют отмены экспертизы отходов

Анна Пенкина

13 июня на заседании комитета по нефтехимии, топливно-энергетическому комплексу и охране окружающей среды Самарской губернской думы (СГД) была рассмотрена инициатива ОАО «Авиаагрегат» и ОАО «Тольяттихлеб» об отмене биоэкспертизы отходов, образующихся в процессе производства. Промышленники утверждают, что неоправданные расходы на биотестирование отходов увеличивают конечную стоимость производимого продукта. Было принято решение о создании рабочей группы по этому вопросу. Рабочая группа должна будет оценить, насколько отмена биотестирования отразится на себестоимости продуктов.

Цена вопроса

Согласно действующему законодательству, предприятия обязаны получать лицензию на работу с отходами, образующимися в процессе производства. Все отходы разделяются по строгой классификации: от 1-й до 4-й категории в сторону уменьшения их опасности. Каждый вид отхода (от нефтяных шлаков до использованной офисной бумаги) должен пройти биотестирование. На основании биотестирования отход классифицируется по одной из четырех категорий опасности. Далее на каждый вид отхода выдается паспорт. Данная процедура является обязательным условием выдачи предприятию лицензии на работу со своими отходами.

За экспертизу одного вида отходов предприятию приходится платить около 42 тыс. р. По словам технического директора самарского ОАО «Авиаагрегат» Юрия Мясникова, его предприятие затрачивает на биотестирование своих отходов 1 млн. р. Главный инженер ОАО «Самарский хлебозавод №9» Александр Данилевский утверждает: «Это сильно отражается на конечной стоимости продукта». Хотя общие затраты ОАО «Самарский хлебозавод №9» на биотестирование составляют всего около 300 тыс. р. При этом паспортизация отходов проводится один раз в пять лет, именно на такой отрезок времени выдается лицензия.

Паспорт на бумагу

Но, по мнению хлебопроизводителей, проблема больше заключается не в стоимости экспертизы, а в неоправданности этих расходов. «Экологические нормы могут ужесточаться для нефтехимических предприятий. Почему они такие же жесткие для предприятий пищевой промышленности, которые стараются выпускать максимально дешевый продукт?» — говорит Данилевский. По его словам, в хлебном производстве не может быть потенциально вредных отходов, которые относятся к 4-му классу вредности. «Из вредных отходов у нас есть отслужившие свой век люминесцентные лампы, это действительно 1-й класс вредности, — говорит Данилевский. -Но, во-первых, их у меня выходит 5 штук в год, а во-вторых, их степень опасности давно изучена».

По мнению директора предприятия «Ойл-сервис» (занимается утилизацией опасных отходов) Андрея Федейкина, «хлебозавод по определению экологически чистое предприятие, но в процессе производства хлеба в формах остается масло, канцерогенные прижарки, у предприятия есть и сточные воды...».

Подмена категорий

Что касается участия завода «Авиаагрегат» в данной инициативе, то, по словам Юрия Мясникова, «абсолютно не оправдана биоэкспертиза по 4-й категории опасности — отходы офисной бумаги, использованные картриджи для принтеров, спецодежду и т. д.». Он считает, что нетоксичность данных отходов и так понятна, но предприятие все равно платит за экспертизу каждого из этих видов по 42 тыс. р. Федейкин считает, что в данном случае предприятия действуют исходя из чисто экономических соображений. «4-я категория отходов действительно не очень опасная, она наносит окружающей среде минимальный вред, — говорит Федейкин. — Но если отменить на нее биотестирование, то предприятия могут начать переводить свой отход высшей категории вредности в 4-ю группу, чтобы не проводить биотестирование и, соответственно, не оформлять паспорт на эту группу».

Сопредседатель Международного социально-экологического союза (МСоЭС) Сергей Симак вообще считает, что экспертизу отходов нужно не отменять, а еще более ужесточать. Сейчас в Кинель-Черкасском р-не идет судебный процесс с отрадненским заводом «Реметалл-С», который получал на часть своих отходов паспорта 4-й категории. Данная категория позволяла хоронить эти отходы на обычном полигоне. Но независимая экспертиза показала, что данные отходы относятся ко 2-й категории опасности и захоронение их возможно только на специализированных полигонах при соблюдении строгой технологии безопасности. «Если не будет никакого контроля, будет беспредел. У нас каждый хочет сэкономить, где-то подхалтурить, чтобы меньше вложить, а больше получить», — уверен Федейкин.

Депутаты СГД так и не сошлись во мнении о необходимости отменить проведение биотестирования. Было решено создать рабочую группу, в которую войдут также представители Роспотребнадзора, Ростехнадзора и сами промышленники. Между тем все эксперты «Хронографа» утверждают, что все нормы правового регулирования в сфере отходов определяются федеральным законодательством. Если регион попытается что-то в них изменить, то это может противоречить федеральному законодательству. Тем более что представители ОАО «Авиаагрегат» и ОАО «Тольяттихлеб» ранее уже обращались с этими предложениями и в суды различных инстанций, и к главному санитарному врачу России Геннадию Онищенко, но поддержки не нашли.

Единственное, что возможно по решению этого вопроса, по мнению специалистов, так это передача функций работы с отходами специализированным предприятиям. В таком случае предприятия будут заниматься только своим производством, а всю работу по лицензированию, биотестированию, хранению, вывозу и утилизации их отходов возьмут на себя специализированные фирмы. Депутат СГД Эльвира Суркова утверждает, что это единственное решение проблемы. По ее словам, на федеральном уровне уже началось активное обсуждение данной законодательной инициативы. Стоит напомнить, что Суркова была избрана в СГД по партийному списку партии «Зеленые».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.