Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (242) | 30 июня 2008г.
 

Лазейки для пилигрима

Бизнес на загранпаспортах теряет обороты

Наталья Матвеева

18 июня начальник отдела УФМС по Самарской обл. в г. Тольятти Сергей ЛАДЕЙЩИКОВ (на фото) своим устным распоряжением упразднил списки очередников на получение загранпаспорта. Эта очередь возникла не по инициативе сотрудников тольяттинского отдела ФНС. Однако ее могли использовать для торговли местом в очереди посредники, занимающиеся услугами по ускорению получения загранпаспортов. Между тем мало кто в турфирмах верит, что упразднение списков ускорит процесс выдачи паспортов. Они предпочитают думать, что проблема здесь имеет более сложные причины.

Упущенная выгода

Ежегодно туристические операторы сталкиваются с тем, что желающих приобрести путевку намного больше, чем тех, у кого к тому же на руках есть заграничный паспорт. Эти клиенты и составляют так называемую упущенную выгоду. Раньше, как пояснили специалисты тольяттинской миграционной службы, в случае необходимости заграничный паспорт можно было сделать за одну ночь. Разумеется, человек в этом случае ссылался на форс-мажорные обстоятельства. Как известно, с 21 января текущего года Управление федеральной миграционной службы (УФМС) России по Самарской области в г. Тольятти перешло на новый порядок выдачи данного документа. В результате уехать этим летом за границу по биометрическому паспорту смогут лишь те, кто начал оформлять его не позднее апреля-марта этого года. Как пояснил «Хронографу» директор туристического агентства «Нико Турс Тольятти» Алексей Силантьев, в настоящее время из-за проблем с паспортами туристический бизнес теряет до 20-30% потенциальных клиентов. Это как раз те люди, которые не успели заранее позаботиться о получении паспорта нового образца. И если в Москве услуги по оформлению биометрических паспортов по срокам уже приблизились к тем, что были ранее, в Тольятти ускорить этот процесс удается, только если клиент согласен заказать старый образец. Этот процесс абсолютно открыт, и усложняет задачу только то, что бланков старого паспорта осталось не так уж много. То есть чем дальше, тем больше будет дорожать сама услуга. Пока же отдельным лицам и организациям, которые содействуют оформлению загранпаспортов, не удается построить свою работу в новых условиях. В первую очередь потому, что бланки новых паспортов изготавливают в Московской типографии «Гознака», и каждый экземпляр является именным.

Что касается биометрических паспортов, в настоящее время их ускоренную продажу в Тольятти не практикует никто из опрошенных туристических фирм. Поэтому до недавнего времени очереди в УФМС исчислялись несколькими тысячами человек. Однако вот уже пару недель назад установилась новая практика. Руководство УФМС не скрывает, что сразу после того, как ими был получен запрос от «Хронографа», списки, в которых значилось несколько тысяч человек, были уничтожены. Дело в том, что те люди, которые предлагали свои услуги, объясняли их стоимость тем, что они еще пять месяцев назад заняли очередь сразу под несколькими фамилиями, и теперь их услуга состоит в том, чтобы вместо этих мифических личностей проводить тех, кто им платит. И теперь те, кто торговал очередью, якобы не смогут этого делать. Однако к наступлению периода летних отпусков сезонный бизнес, построенный на ускоренном оформлении данного документа, уже успел подстроиться под интересы отдыхающих. Частные посредники изобрели другую услугу — не только «торговля очередью», но и консультации. Те, кто ими занимаются, нередко сами имеют прошлое, связанное с органами внутренних дел, и хорошо ориентируются в формальностях, которые так пугают рядовых граждан. Такие посредники помогают клиенту правильно составить заявку на оформление биометрического паспорта и миновать очередь не за несколько дней, а за один час. Для этого им достаточно иметь доверительные отношения с инспектором УФМС.

Серая схема

Корреспондент «Хронографа» под видом клиента связался с одним из таких посредников и поинтересовался, влияет ли исчезновение списков на планы по ускоренному прохождению очереди в миграционной службе для получения загранпаспорта. Ответ был: «Это ничего не меняет». Из чего несложно догадаться, что услуга, которой торгуют посредники, включает в себя не столько работу с теми, кто стоит в очереди, сколько контакты с самими инспекторами.

В сущности, начальник отдела УФМС России по Самарской области в г. Тольятти Сергей Ладейщиков пытается сегодня бороться с тем, что в Москве, где и родилась эта антикоррупционная идея, уже вышло на поточную коммерческую основу. Примерами изобилует Интернет. Фирмы предлагают оформление биометрических паспортов на коммерческой основе, при этом, в отличие от тольяттинских коллег, заключают договоры и выдают чеки за оказанную услугу. Из пространных комментариев участников тольяттинского туристического рынка следует, что инструментарий, которым нужно владеть в новой системе взаимоотношений между ФМС и гражданами, ими пока не изучен.

Серая система взаимовыручки между клиентами и туристическими фирмами нигде и никак не проявляется официально. Клиент приходит в фирму с желанием незамедлительно выехать за рубеж, не имея паспорта. Фирма, дабы не терять клиента, предлагает ему воспользоваться возможностью получения паспорта старого образца. После чего они на словах договариваются о содержании и стоимости услуги. Далее турагент неофициально привлекает посредников, которые без участия клиента на старых бланках делают в сжатые сроки паспорт. Клиент оплачивает услугу, как правило, не интересуясь самой технологией.

Как заметил в неофициальной беседе источник «Хронографа», из тех лиц, которые до недавнего времени практиковали сезонную торговлю «форсированными» паспортами, получить прибыль в новой системе пока могут только те, кто будет оказывать консультационные услуги. Например, в заполнении заявок. Корреспондент «Хронографа» лично проходил через процедуру оформления заявления нового образца, и можно с уверенностью сказать, что без консультации здесь не обойтись. В сущности, вся система, начиная от получения бланка анкеты (скачивается с сайта), заканчивая формулировками анкеты, устроена так, что человек, заполняющий ее впервые, неизбежно допускает ошибку. Или платит специалисту, который делал это много раз, чтобы пройти сканирование с первого раза.

Тупая пирамида

Как прокомментировал данную ситуацию Сергей Ладейщиков, тольяттинский отдел УФМС с фирмами, практикующими торговлю заграничными паспортами, никаких отношений не поддерживает. И даже не знает названий этих организаций. Между тем найти такие фирмы в Интернете не составляет никакого труда. Некоторые из них, например туристическое агентство «Нико Турс Тольятти», открыто вывешивают прайс, в котором сказано, что оформление общегражданского заграничного паспорта в течение 3 недель обойдется в 6,5 тыс. р., а за 3 рабочих дня его можно изготовить за 24 тыс. р. При этом на вопрос, как происходит ценообразование этой услуги, ответы поступают самые уклончивые, начиная от «задайте этот вопрос директору» и заканчивая «мы как коммерческая организация имеем право самостоятельно устанавливать цены на наши услуги». Не исключено, что такая практика установилась в первую очередь потому, что, как заметил директор агентства «Нико Туре Тольятти» Алексей Силантьев, официально миграционная служба ни на кого не возлагала свои полномочия по оформлению данного документа. После многочисленных и безуспешных попыток получить официальный комментарий по этой теме у тольяттинских туроператоров корреспондент «Хронографа» провел эксперимент и обратился под видом клиента в центр туристических программ «Пилигрим» с просьбой оформить в срочном порядке заграничный паспорт. В центре ответили, что это возможно в течение трех недель и в том случае, если устроит паспорт старого образца. Также пояснили, что расчет будет происходить наличными средствами, без составления договора и предоставления чека. Стоимость услуги обозначили в 6,5 тыс. р.

Если обращаться к посредникам напрямую, как это сделал корреспондент «Хронографа», услуга обойдется всего в 2 тыс. р. Учитывая то, что, помогая таким образом клиентам, фирма зарабатывает в основном на продаже путевок, остается только гадать, куда уходит оставшаяся часть суммы. Поясняя эту ситуацию, Сергей Ладейщиков отметил, что очередь на оформление заграничных паспортов действительно неоднородна и в ней есть лазейки, которыми пользуются всевозможные приближенные к сотрудникам УФМС люди.

И в принципе он не отрицает, что полностью исключить то, что в общей очереди оказываются некие привилегированные группы, нельзя (см. комментарий). Однако он лично не видит в этом никакой коррупционной составляющей.