Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (240) | 23 июня 2008г.
 

СОК вылетел на юг

Контролируемый группой завод будет поставлять оборудование для аэропорта г. Сухум

Илья Липкинд

ЗАО «Завод аэродромного оборудования», контролируемый Группой «СОК», будет поставлять свою продукцию в непризнанную Республику Абхазию для восстанавливающегося аэропорта г. Сухум. Не исключено, что за этим последует более масштабная экспансия группы в этот регион, тем более что в Самарской обл. позиции СОКа продолжают слабеть, как в политическом, так и в экономическом плане.

Об интересе Группы «СОК» к инвестициям на территории непризнанной Республики Абхазии стало известно еще в начале 2008 г. (см. «Хронограф» №1 (216) от 14.01.08). Представители группы в течение 2007 г. неоднократно приезжали в Абхазию. По словам источников «Хронографа», самарцы изучали ситуацию в столице непризнанной Республики Абхазии г. Сухум, а также на территориях между Сухумом и грузино-абхазской границей — Гулрипшском, Очамчирском и Галском районах Абхазии.

Как сообщил «Хронографу» источник, знакомый с ситуацией, одно из контролируемых СОКом предприятий уже этим летом начнет сотрудничать с абхазскими организациями. По его словам, входящее в группу самарское ЗАО «Завод аэродромного оборудования» получило крупный заказ на поставки своей продукции для нужд аэропорта г. Сухум.

На самом заводе «Хронографу» заявили, что никаких официальных контрактов с сухумским аэропортом не подписано. В Группе «СОК» комментировать ситуацию не стали.

Премьер-министр непризнанной Республики Абхазии Александр Страничкин от комментариев отказался, сославшись на отсутствие информации. Министр экономики непризнанной Республики Абхазии Кристина Озган заявила «Хронографу», что определенные работы по восстановлению аэропорта ведутся, хотя о масштабном его восстановлении говорить рано. Уточнить список подрядчиков Озган не смогла, порекомендовав обратиться в аэропорт. С представителями аэропорта «Хронографу» связаться не удалось.

Одновременно стало известно, что сухумский аэропорт начал рассылать российским авиакомпаниям предложения о возобновлении рейсов. По неофициальной информации, начать полеты в Сухум предлагалось и АК «Самара».

Ранее Группа «СОК» уже успела засветиться еще в одном проекте на территории Абхазии. С 1 ноября 2007 г. в Гулрыпшском р-не Абхазии начало действовать совместное предприятие ООО «AVTO-City», имеющее статус официального дилера АВТОВАЗа. По неофициальной информации, одним из совладельцев этой организации является «Димитровград-Лада», в свою очередь контролируемое одной из входящих в Группу «СОК» компаний. В перспективе этот бизнес также может стать весьма выгодным. Как ранее заявлял по этому поводу корреспонденту «Хронографа» аналитик ИК «Финам» Константин Романов: «Район Сочи и прилегающие территории активно развиваются. Экономика Абхазии, в свою очередь, восстанавливается. Там, помимо туристического, выделяется строительный сектор, не исключено, что в преддверии Олимпиады солидная часть товарооборота пойдет в эту республику. Тем же строителям олимпийских объектов будет выгоднее снять дешевое жилье, купить недорогой автомобиль в Абхазии и ездить каждый день на работу в Россию».

Не исключено, что вслед за этими двумя проектами СОК начнет более масштабную экспансию в Абхазию. Ранее один из источников «Хронографа» утверждал, что в планы СОКа входит строительство крупного торгового центра в г. Сухум, а также аренда участков в районе аэропорта. Однако будет ли СОК реализовывать какие-либо девелоперские проекты в Абхазии, пока неизвестно. Ранее большинство экспертов предполагали, что в планы СОКа входит создание мощного санаторно-курортного комплекса на этих территориях. Эти предположения основывались, в частности, на данных президента Торгово-промышленной палаты Республики Абхазии Геннадия Гагулия. По его словам, в 2007 г. в Абхазии побывал почти 1 млн. туристов.

Активность в освоении Абхазии связана с постепенной утратой влияния группы на политику, а затем и на экономику Самарской обл. Примечательно, что, по данным сразу нескольких источников, именно в конце 2007 г. интерес СОКа к инвестициям в Абхазию усилился. По данным самарских СМИ, в настоящее время группа активно ведет переговоры о продаже ряда крупных активов, в том числе ОАО «ИжАвто», компании «Окна СОК» и т. д.

Справка:

Поданным сайта www.aviaport.ru, ЗАО «Завод аэродромного оборудования» (ранее завод «Старт») был организован в Самаре в 1941 г. на базе эвакуированного из Киева экспериментального завода. В 1952 г. завод приступил к освоению производства средств наземного обслуживания самолетов. К концу 90-х гг. основной его продукцией были системы для дозаправки самолетов. В конце 1998 г. перешел под контроль Группы «СОК», которая развернула на площадях завода производство оконных конструкций и мебели: этим занимаются ЗАО «СТАРТ-Мебель» (76% акций принадлежат ООО «Сок-Мебель», 24% — ОАО «Старт») и ЗАО «Старт-Перспектива» (76% — ООО «Самарские оконные конструкции», 24% — ОАО «Старт»). Одно из зданий завода было переделано в спортивно-оздоровительный комплекс, принадлежавший ОАО «Спорткомплекс «СТАРТ» (76% — ООО «Сок-старт», 24% — ОАО «Старт»). Общее управление недвижимостью осуществляло ЗАО «Старт-Сатис» (76% — ООО «САТИС», 24% — ОАО «Старт»). В конце 90-х гг. директором предприятия некоторое время являлся Владимир Бондаренко, занимавший позже ряд руководящих постов в подконтрольных СОКу структурах, был заместителем мэра Тольятти. В настоящее время, по данным СПАРК-Интерфакс, основным акционером ЗАО «Завод аэродромного оборудования» является ООО «Трейдком», которому принадлежит 98,61% акций. Любопытно, что через эту же компанию Группой «СОК» велось финансирование партии «зеленых».