Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (237) | 2 июня 2008г.
 

Не чувствуют ответственности

Деятельность глав муниципальных образований по-прежнему вызывает много вопросов у губернатора

Татьяна Никонорова

26 мая в правительстве Самарской обл. состоялось заседание координационного совета по реализации приоритетных национальных проектов в Самарской обл. По словам губернатора Владимира АРТЯКОВА, надзорные органы имеют ряд претензий по реализации приоритетных национальных проектов, большинство претензий связано с нарушениями Бюджетного кодекса. На эти недочеты накладываются также промахи в работе глав городов и муниципальных образований.

Покритиковал дважды

С начала 2008 г. это уже второе заседание координационного совета, посвященное реализации приоритетных национальных проектов в Самарской обл. Причем предыдущее заседание, которое состоялось 13 марта 2008 г., продемонстрировало тот факт, что реализация ряда нацпроектов в области пока оставляет желать лучшего. Впрочем, как показали события, большинство глав муниципальных образований в марте 2008 г. так и не приняли всерьез критику губернатора, а ведь больше всего вопросов по ходу реализации нацпроекта возникало именно к главам городов. На минувшем заседании координационного совета присутствовали чиновники ряда муниципальных образований Самарской обл. Естественно, не обошлось без критики в адрес глав городов. Наибольшее количество претензий губернатор высказал администрации г. Самары. Недовольство Артякова вызвало наличие в Самаре большого количества ветхого и аварийного жилья, находящегося на тех участках, которые были бы весьма перспективны под застройку, но данный процесс, по словам губернатора, стопорится из-за отсутствия четких и скоординированных действий исполнительной власти Самары.

Параллельно с этим в ходе заседания была озвучена информация о нарушениях, найденных надзорными органами в реализации нацпроекта. «От нас с вами ждут более эффективной работы в реализации этих проектов. Это, во-первых, у нас здесь, в правительстве, более четкого взаимодействия с федеральными структурами. Но люди ждут от нас не только конкретики в реализации проектов, но и контроля над исполнением этих проектов. А здесь у нас есть проблемы, к сожалению. Исходя из статистики Приволжского федерального округа, в органы внутренних дел поступило более 600 заявлений о нарушениях в ходе реализации нацпроектов. Это тревожный сигнал. Речь идет о нарушениях бюджетного законодательства», -констатировал губернатор.

Битва за генплан

В городских округах и муниципальных районах Самарской обл. в 2007 г. введено 1,28 млн. кв. м жилья (из них 36,1% индивидуального). Т. е. годовой план по вводу жилья (с учетом невыполненного плана2006 г.) выполнен на 80%. Однако темпы жилищного строительства далеко не дотягивают до норматива, поскольку в 2007 г. было построено 0,4 кв. м на душу населения при нормативе 1 кв. м. Причем особо низкие темпы строительства наблюдаются в гг. Тольятти и Сызрани.

Пример Тольятти в данном случае весьма показателен. 2007 г. запомнился как год масштабного кризиса в строительной отрасли, когда выделение земельных участков под застройку было приостановлено. А разрешения на строительство выдавались в основном для того, чтобы легализовать уже построенные объекты. В результате в эксплуатацию не было сдано даже половины запланированного для ввода жилья (см. «Хронограф» №48 (213) от 17.12.07).

На реализации нацпроекта сказывается отсутствие разработанных и утвержденных документов территориального планирования городских округов и муниципальных районов. В том числе программ градостроительного регулирования, правил землепользования и застройки на уровне муниципальных образований. Так, в прошлом году во всей губернии был утвержден генплан застройки только одного населенного пункта — с. Богатое. Сейчас утвержден генплан г. Самары.

Как отмечает министр строительства Павел Донской, с 1 января 2010 г. любое строительство, начатое вне рамок генерального плана, станет невозможным. Кроме того, будет невозможно легализовать любую (в т. ч. жилую) застройку, начатую без получения разрешительной документации. Все это говорит о необходимости разработки документов территориального планирования и решения отдельных организационных вопросов. Так, например, в Тольятти генеральный план развития города был принят в 2004 г. С тех пор в правила землепользования и застройки было внесено столько изменений, что эти правила если и соответствуют генеральному плану развития города, то лишь очень приблизительно. Пока у тольяттинских властей нет четкого осознания того, как именно следует поступить с генеральным планом — либо принимать последовательные изменения в основной градостроительной документ, либо верстать его заново. Ситуацию усугубляет также и то, что в настоящий момент в Тольятти нет четкой схемы функционального зонирования территории. С начала 2008 г. были опубликованы две схемы функционального зонирования, сейчас, по информации «Хронографа», формируется и готовится к опубликованию третья редакция этого документа.

Новый подход

Как было отмечено на заседании координационного совета по реализации нацпроектов, необходимо всерьез задуматься о возведении индивидуального и малоэтажного жилья в сельской местности. Пока масштабное строительство жилья ведется практически только в пригородах крупных городов силами будущих собственников, которые, по сути, самостоятельно решают проблемы как с техусловиями, так и с обеспечением своих домов инженерной инфраструктурой. Впрочем, если документы территориального планирования будут приняты с учетом выделения земли и под малоэтажную застройку, то она, скорее всего, будет вестись более упорядоченно.

В настоящее время в Самарской обл. существует 7 строительных площадок, запланированных под реализацию нацпроекта «Доступное жилье» (в т. ч. в Самаре и Тольятти). Однако высокие темпы жилищного строительства невозможны без разрешения земельного вопроса. Поэтому на координационном совете, в частности, было принято решение в приоритетном порядке направлять средства областного бюджета на софинансирование расходов муниципалитетов, связанных с разработкой документов территориального планирования и правил землепользования и застройки. Суммы бюджетных вливаний определены.

Сейчас на увеличение объемов жилищного строительства направлена разработка инженерных проектов по обеспечению 5 земельных участков коммунальной инфраструктурой в городских округах Тольятти, Сызрань, Жигулевск, Кинель, заказчиком по которым выступает Министерство строительства и ЖКХ. В настоящее время проекты проходят государственную экспертизу. В 2008 г. планируется выставить эти земельные участки на аукционы в целях дальнейшего жилищного строительства.

В рамках соглашения о взаимном сотрудничестве правительства области и ОАО «Волжская межрегиональная распределительная компания» ведется проектирование подстанций и линий электропередач класса 110 кВт, и в течение 2007- 2009 гг. на это будет затрачено 2,5 млрд. р.

В рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» областной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 гг. осуществляется строительство объектов теплоснабжения и водоотведения. По итогам 2007 г. в различных муниципальных образованиях Самарской обл. введено в эксплуатацию 8 модульных котельных суммарной мощностью 8,5 МВт. На 26 объектах ведутся проектно-изыскательские работы, они будут введены в 2008-2009 гг. суммарной мощностью свыше 170 МВт. На трех объектах ведутся работы по строительству канализационных очистных сооружений.

При верстке бюджета на 2008-2009 гг. существенно изменился подход к получению бюджетного финансирования на модернизацию коммунальной инфраструктуры в рамках ФЦП «Жилище».

Своим появлением в 2006 г. самарская областная целевая программа (ОЦП) «Жилище» в первую очередь обязана тому, что аналогичная федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» стала опорной программой реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Начиная с 2006 г. в рамках региональной подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» владельцы сетей и прочих объектов коммунальной инфраструктуры получили возможность их реставрации за счет средств федерального бюджета. Хотя такую возможность федеральный центр предоставлял с 2002 г., с того момента, как началась реализация ФЦП «Жилище». Ее первый этап завершился по окончании 2005 г. Этот этап включал в себя подпрограмму «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации». (см. «Хронограф» №16 (181) от 23.04.07). Однако как в 2006, так и в марте 2007 г. региональная власть предпочитала отказываться от бюджетных средств, предназначенных на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой. Так, например в апреле 2007 г. Самарская губернская дума утвердила поправки в областной бюджет-2007 г., согласно которым область отказывалась от кредитной линии ОАО «Банк «ВТБ» в размере 870 млн.р., предназначенной для финансирования строительства коммунальной инфраструктуры на площадках нацпроекта. При этом и предыдущий состав правительства и депутаты СГД надеялись обеспечить эти площадки сетями за счет размещения дополнительного облигационного займа Самарской обл. Бюджет на 2008 г. который верстался после вступления в должность Владимира Артякова, уже подобной самодеятельности не предполагал. Средства на обеспечение коммунальных участков инженерной инфраструктурой в рамках нацпроекта теперь идут по федеральной программе.