Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (237) | 2 июня 2008г.
 

Хозяин опоры

Николай Мартынов может получить контроль над частью полуострова Телячий

Ян Хельм

Одно из первых решений, которое, возможно, придется принимать мэру Жигулевска, избранному уже 8 июня, скорее всего, будет касаться заключения договора аренды земельного участка площадью 3,2 га с ООО НПО «Садко». Этот участок находится на территории излюбленного места отдыха жигулевцев — п-ва Телячий (в районе 10-й опоры). Изначально НПО «Садко» претендовало на этот участок для организации на нем форелевого хозяйства. Однако после того как подконтрольное Николаю МАРТЫНОВУ ЗАО НПФ «МЕТА» обрело в ООО НПО «Садко» долю в 60%, стали высказываться мнения, что форель на Телячьем может заменить зона отдыха.

Вошли в «Садко»

Инспекция МНС РФ по Жигулевску зарегистрировала ООО Научно-производственное объединение «Садко» в Жигулевске на ул. Морквашинской, д. 55а, еще 12 января 2004 г. Инициаторами создания фирмы были два человека — Юрий Дьяконов и Вячеслав Азинов. Основой деятельности компании должно было стать создание рядом с ГЭС форелевого хозяйства. «Инициатива по открытию этого форелевого хозяйства была моя, как рыбника (я инженер рыбной промышленности), и Юрия Николаевича, как ихтиолога», — сообщил Азинов. Однако сегодня Вячеслав Азинов имеет ряд претензий к новому фактическому владельцу ООО НПО «Садко» Николаю Мартынову, который через фирму ЗАО НПФ «МЕТА» контролирует в «Садко» долю в 60%. Азинов уверен, что, после того как его фирма практически была готова начать заниматься разведением рыбы, Николай Мартынов осуществил недружественное поглощение ООО НПО «Садко». В результате чего уставный капитал ООО НПО «Садко» вырос с 10 тыс. р. до 300 тыс. р. Доля Азинова при этом сократилась с 10 до 0,3%, а доля ЗАО НПФ «МЕТА» возросла с 0 до 60%. Основным видом деятельности «Садко» предполагалось промышленное разведение форели. Как следует из протокола №2 собрания учредителей НПО «Садко» от 24 ноября 2004 г., «основным направлением деятельности общества является проектирование и строительство полносистемного форелевого садкового хозяйства мощностью 100 т товарной рыбы в год». Хотя, как следует из отчета фирмы в Росстат, по отраслевой принадлежности по ОКВЭД «Садко», кроме воспроизводства рыбы, может осуществлять «деятельность ресторанов и кафе». Причем на этом акцентирует внимание и Азинов, когда говорит о Мартынове.

«Когда планы «Садко» получили огласку, у некоторых людей, в частности, у руководителей МЕТЫ, — заявляет Вячеслав Азинов, — появилось желание прихватить эту землю. Обычно как бывает? Сначала получается земельный участок под определенный целевой вид деятельности, оформляются на него права, затем меняется профиль деятельности, потом забывают и вовсе о том, что на участке должно было быть изначально. Так и здесь. Я не исключаю, что МЕТА заинтересовалась этим участком не столько для разведения рыбы, сколько для того, чтобы на этом привлекательном месте устроить увеселительные объекты. Тем более что сейчас в Жигулевске изберут нового мэра. Если это будет человек, которого поддерживает Мартынов, то у последнего будут все основания претендовать на преференции новой администрации на скорейшее оформление этого участка».

Профильное прикрытие

Структура компании «Садко» изначально насчитывала пять учредителей. Юрию Дьяконову, который со дня основания является директором ООО НПО «Садко», принадлежало 20%. 40% держал Сергей Сениговский, 15% — Александр Жирнов, 15% — Константин Ледов, 10% — Вячеслав Азинов. Увеличение уставного капитала в 30 раз случилось в 2006 г. После этого в составе компании и появилось ЗАО НПФ «МЕТА». При этом размытой почти до нуля оказалась только доля Азинова. Сегодня сложно говорить о том, что сделано это было с согласия самого Азинова, т. к. он намеревается добиваться восстановления своих прав через суд.

Юрий Дьяконов заявил корреспонденту «Хронографа», что дела у его фирмы идут хорошо: «Мы еще делали все при социализме, развивая рыбное хозяйство СССР, с учетом условий именно Среднего Поволжья. 15 лет эти технологии отрабатывались. Уже выращивали форель. Первая опытная линия стояла у нас там же, где планируется строительство нового хозяйства. На полуострове Телячий. Это в районе10-й опоры, где раньше пристань была. Там у нас опытные линии стояли несколько лет». Для начала разведения рыбы был собран полный пакет разрешительной документации, который включает в себя получение лицензии, разрешение на пользование водным объектом, согласования в различных природоохранных инстанциях». По словам Азинова, на это ушло около четырех лет. Все это было необходимо для того, чтобы иметь основания запросить мэрию Жигулевска предоставить участок земли в аренду под целевое использование. Именно после того как ООО НПО «Садко» приблизилось к моменту получения земли в аренду, оно стало максимально привлекательным активом для недружественного поглощения. Если учесть, что каким-либо другим способом получить в аренду участок берега Волги, расположенный в пределах запретной зоны ГЭС практически невозможно, то приобретение фирмы, которая имеет туда доступ, практически единственно возможный вариант.

Вместо рыбы

На данный момент земельный участок, который мэрии Жигулевска предстоит отдать в аренду ОООНПО «Садко», проходит процедуру постановки на кадастровый учет. Проект границ утвержден. Вероятнее всего, срок аренды составит 49 лет. Однако, по словам главного инженера ОАО «Жигулевская ГЭС» Владимира Хуртина, заниматься строительством на этой территории будет запрещено, т. к. она входит в запретную зону. В марте на ГЭС по вопросу установления параметров и режима функционирования запретной зоны прошло выездное заседание антитеррористической комиссии при губернаторе области. «Постановление правительства Самарской обл. по запретной зоне может быть готово уже в июне.

Все строительство будет запрещено однозначно», — отметил Хуртин. Учитывая промышленные масштабы производства, которые предусматривает проект ООО НПО «Садко» по созданию форелевого хозяйства, им будет сложно его реализовать без возведения объектов капитального строительства. В этом случае Мартынову не составит труда переубедить Дьяконова задействовать участок под зону развлечения с размещением на нем временных объектов, кафе, аттракционов и т.д. Причем если верить Хуртину, то это не будет нарушением режима функционирования запретной зоны.

Примечательно здесь также и то, что для Мартынова это может стать вторым по счету проектом после получения в аренду Грушинской поляны. Там также не обошлось без тех, кто почувствовал, что их права были существенно ущемлены.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.