Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (237) | 2 июня 2008г.
 

Кризис реализации

Может наступить в 2008 г. в Тольятти в случае продолжения курса мэрии

Максим Климов

27 мая в ТГД должна была пройти очередная комиссия по муниципальному имуществу и приватизации. Однако по различным причинам комиссия была перенесена. Основным вопросом, который должен был обсуждаться, является отчет об исполнении программы приватизации муниципального имущества г. Тольятти за 2007 г. Стоит отметить, что результаты едва ли можно назвать удовлетворительными. Причиной послужили неэффективная работа мэрии г. Тольятти в этом направлении, отсутствие взаимодействия между органами МСУ. Не исключено, что в 2008 г. переломного момента не наступит. Однако это будет зависеть от активности новой команды мэрии.

Недоприватизация

Фактически в 2007 г. программа приватизации имущества выполнена всего на 30%. Не исключено, что имеющиеся договоры безвозмездного пользования могут содержать случаи необоснованного и неэффективного использования муниципального имущества. Активно просматривается практика несоответствия предполагаемой суммы выручки от приватизации и фактически вырученной суммы. Специалисты информационно-аналитического управления ТГД отмечают, что следует усилить внимание к работе, связанной «с подготовкой технической и оценочной документации, восстановлением и обновлением правовой документации по объектам приватизации».

Так, например, в план преобразования муниципальных предприятий в акционерные общества было заложено 6 предприятий. Однако преобразовано в акционерное общество всего одно — «Фабрика химчистки и крашения одежды», что составило всего 16% от общего плана приватизации на 2007 г. Остальные предприятия, такие как МП «УК № 3», МП «УК № 4», МП «УК № 5», МП БО «Бодрость», МП ТПАТП-3, будут закладываться в программу приватизации на 2008 г. ввиду того, что оформление документов на земельные участки, на которых находятся предприятия, так и не было организовано.

Кроме того, из 32 объектов недвижимости, реализация которых должна была состояться посредством аукционов, приватизировано лишь 13. Это принесло 55,238 млн. р. По 8 объектам недвижимости решение о продаже было пересмотрено. В результате их оставили под муниципальные нужды. В целом по данной части городской бюджет недополучил 60%.

Программой приватизации на 2007 г. планировалось приватизировать акции муниципалитета на специальном аукционе. Однако эта часть программы приватизации тоже не была выполнена по ряду причин. Так, аукцион по продаже акций ОАО «Ладаплодовощ» не состоялся по причине отсутствия заявок. ОАО «Волгатранстерминал», в уставном капитале которого доля мэрии составляет 0,58%, просто не представило финансовых документов, что привело к невозможности оценки стоимости акций. Аукцион по продаже акций ОАО «Аптека № 207» не назначался ввиду того, что на протяжении 2007 г. предприятие участвовало в ряде судебных процессов. Все три объекта занесены в программу приватизации на 2008 г. Но в случае дальнейшего отсутствия контроля за реализацией механизмов приватизации ситуация может сохраниться и в текущем году. Пример известен. Это, например, объект незавершенного строительства по ул. Новозаводской, 12, который висит в планах приватизации с 2003г.

Весь прошлый год одним из самых обсуждаемых вопросов в рамках программы приватизации муниципального имущества были 7 объектов газового хозяйства, которые должны были быть реализованы через аукцион. Причиной этого стало длительное оформление документов на земельные участки. А в 2008г. объекты оказались не включены в программу в связи с письмом вице-губернатора Самарской обл., в котором было указано: «Не осуществлять каких-либо действий по отчуждению газопроводов, находящихся на балансе городских округов». Депутат ТГД Александр Довгомеля так прокомментировал ситуацию: «Можно работать гораздо эффективнее. Непонятно, как допускается, что причиной неисполнения становятся технические вещи: земля не оформлена, документы не представлены... Для этого нужно наладить взаимодействие между мэрией и ТГД. С учетом прихода новой команды есть опасения, что у них просто не хватит времени вникнуть во все. А программа приватизации муниципального имущества может работать с большей отдачей для городского бюджета».

Без рвения

Стоит напомнить, что после вступления в должность мэр Анатолий Пушков провел ряд существенных перестановок на ключевых постах мэрии. Разумеется, прежде всего под контроль была взята строительная отрасль, земля. Следующим шагом было выставление своих людей на экономику и финансы, взятие под контроль фонда ГЦПФ. Однако в департаменте муниципального имущества произошла рокировка с выходом из обоймы бывшего руководителя структуры Анатолия Вахтина. Но никаких новых концепций, программ по деятельности департамента предложено не было. Сегодня все фактически остается на прежнем уровне.

Между тем исходя из отчета об исполнении программы приватизации имущества можно сделать весьма неутешительные выводы. Помимо отчета в секторе муниципального имущества накопился огромный пласт острых вопросов. Одним из таких острых вопросов является деятельность МЭП «Недвижимость». Стоит напомнить, что до выборов мэра Тольятти активно поднимался вопрос о легитимности существования этого предприятия. Проверкой КСП ТГД был выявлен ряд противоречий, которые должны были привести к ликвидации МЭП «Недвижимость». Однако этого не случилось. Причины не вполне ясны с учетом того, что МЭП «Недвижимость» фактически выполняет дублирующие функции департамента по управлению муниципальным имуществом. Что в свою очередь противоречит существующему законодательству. Причем проверка КСП должна была стать определенным импульсом для новой команды в части поиска основательного решения этой проблемы. Однако пока никаких решений в отношении МЭП «Недвижимость» нет. Руководитель департамента по управлению муниципальным имуществом Татьяна Бабич (на фото) отметила: «Ну тут тоже нужно скидку делать, новые люди кругом. Я как понимаю, эти материалы сейчас в департаменте экономического развития. Тут инициировать как создание, так и ликвидацию предприятия у нас по положению должна отрасль. МЭП «Недвижимость» — предприятие внеотраслевое, поэтому относится к департаменту экономического развития». Примечательно, что в департаменте экономического развития тоже новый руководитель — Денис Жидков. Разумеется, ему тоже необходимо вникнуть в принимаемые дела. Однако это оттягивает решение важных городских задач на неопределенный срок.

В подвешенном состоянии находится сегодня и передача муниципальных объектов в федеральную собственность. Это обусловлено тем, что мэрия и ТГД в очередной раз не могут прийти к единому мнению. Александр Довгомеля отметил: «Посмотрите. У нас на заседаниях почти все вопросы инициативные. То есть фактически мы обслуживаем текущую деятельность мэрии, создаем рабочие группы. Если у мэрии нет инициатив — у нас нет заседаний». Из всего этого можно сделать весьма неутешительный вывод: если в ближайшее время новая команда мэрии не подключится к решению вопросов, связанных с муниципальным имуществом города, направление, способное обеспечивать стабильное пополнение казны, может прийти в упадок.

Практически единственным более-менее положительным изменением в процессе управления муниципальным имуществом является увеличение методики расчета арендной платы, которое несмотря на всю протестность, в общем несет неплохой посыл. Причем продавить эту инициативу и увеличить поступления в бюджет города депутатскому корпусу удалось с огромным трудом. Разумеется, существующим арендаторам просто невыгодны новые условия, хотя они по-прежнему далеки от рыночных.

Как в бизнесе

Наблюдатели отмечают, что наряду с отсутствием внятной инициативы перед высокопоставленными чиновниками города стоит необходимость реструктуризации департамента по управлению муниципальным имуществом. До сих пор не ясны механизмы подсчетов объектов муниципального имущества, не существует критериев анализа муниципальной собственности в части продажи. До сих пор не выработаны механизмы, согласно которым можно было бы определить, что можно предоставлять в льготную аренду, а что нет. Это входит в социальные задачи города. Наблюдатели утверждают, что на сегодняшний день помимо отсутствия самих механизмов, которые могли бы оптимизировать работу отрасли, нет движения к их разработке. Срочная приватизация прежде всего обусловлена лоббистскими возможностями отдельных персон, а не выработанным планом развития города, не желанием увеличивать поступления в бюджет. Здесь было бы уместно привести простой пример. Любой топ-менеджер более-менее крупного предприятия имеет четкое представление о материальных ресурсах предприятия и степени эффективности их использования. В противном случае предприятие может терпеть значительные убытки, что безусловно приведет к потере коэффициента полезного действия. Новая команда мэрии показывает абсолютно другую позицию. Сегодня активно обсуждается вопрос о том, каким образом можно качественнее израсходовать средства, которые должны поступить в бюджет города из вышестоящих бюджетов. Однако, вполне вероятно, федеральные и областные деньги в город просто не попадут. Нелогично направлять в город инвестиции, если он не может продемонстрировать эффективного управления своим имуществом.

Несостоявшееся 27 мая заседание комиссии по муниципальному имуществу и приватизации было перенесено на 3 июня. Весьма любопытно будет посмотреть на реакцию чиновников из новой команды мэрии на почти провальный отчет. Естественно, если эту комиссию они посетят.