Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (237) | 2 июня 2008г.
 

Валерий Ульянов:

Может случиться и второй тур

Валерий Левин

За неделю до проведения выборов мэра в Жигулевске сложилась ситуация, возникновение которой не предвидели ни чиновники администрации Жигулевска, ни представители бизнеса и политэлиты города. Стремительное появление кандидата, набирающего силу на волне протестных настроений жигулевцев, обещает внести элемент непредсказуемости в ход голосования. О перипетиях избирательной кампании, о том, чем она существенно отличается от всех предыдущих, в интервью «Хронографу» рассказал председатель Территориальной избирательной комиссии (ТИК) г.о. Жигулевск Валерий УЛЬЯНОВ.

- Валерий Петрович, избирательная кампания в Жигулевске вошла в свою заключительную стадию. Насколько горячей может стать последняя агитационная неделя?

- Мы работаем по закону. В настоящее время отслеживаем своевременность проведения различных мероприятий, подачи документов, своевременность подготовки избирательных бюллетеней и т.д. Исключительно процедурные вопросы. Основная работа ТИК с выдвиженцами была связана только до момента их регистрации в качестве кандидатов. На тот момент, я считаю, для ТИК была более напряженная ситуация, нежели сейчас. Это было связано с тем, что не все вовремя в нужном объеме подавали свои документы. Однако времени было достаточно для того, чтобы все кандидаты успели на момент регистрации свои документы поправить, представить все необходимое, поэтому здесь у нас проблем не возникло. Единственный, кто не сумел подать вовремя документы в полном объеме, кроме заявления о своем выдвижении, — это был Вячеслав Азинов. Мы не против были, чтобы он шел на выборы. Но когда 10 мая в 18 часов истек срок подачи последних документов, а его нет — естественно, комиссия приняла решение не регистрировать его в качестве кандидата в мэры Жигулевска. Очевидно, он подавал документы, рассчитывая на какие-то действия своих оппонентов. Они, видимо, ему не помогли, так я понимаю, в результате в эту кампанию он не попал. Был еще один выдвиженец у нас тут — Юрий Смеловский. Он снял свою кандидатуру по причине расстройства здоровья, поэтому мы не стали его регистрировать. Так что у нас осталось 5 кандидатов.

- В период, когда идет агитационная работа, всегда случаются какие-то нарушения. Корреспондентам -«Хронографа» приходилось слышать от представителей некоторых кандидатов, что на их подопечных якобы оказывалось давление. Что вам известно об этом?

- По крайней мере, официальных заявлений от кого-то по этому поводу нет.

- Ситуация с надписью на горе Могутка также не попала в ваше поле зрения?

- Об этой истории я слышал, но по закону как написано? Администрация представляет перечень мест, специально предназначенных для размещения агитационных материалов, в который гора не входит. Поэтому когда люди начинают размещать агитацию, заниматься этим не там, где это оговорено, то это дело не моей комиссии — это дело администрации. Она занимается этим вопросом.

- Но, с другой стороны, это заявление могут инициировать представители штаба противоборствующей стороны?

- Я его рассматривать не буду. Мне ведь нужны не просто заявления, к ним нужно приложить акт административного правонарушения. Административный акт составляет какая-либо структура, признанная следить за порядком в городе, либо администрация города. Мы принимаем меры только тогда, когда есть фактический материал. И то наши возможности ограничены, единственное, что мы можем по закону, -это лишь предупредить кандидатов о совершенных ими нарушениях.

- 28 мая в сети Интернет появилось открытое письмо жигулевцев, в котором они высказывали свои претензии в адрес действий одного из штабов, который заклеил весь город листовками с изображением своего кандидата. И что якобы это открытое письмо поддержали некоторые члены -«Единой России». Как вы это можете прокомментировать?

- ТИК не мониторит интернет-ресурсы, поскольку не считает их достоверными источниками информации. Хотя до нас, конечно, доходит это дело. Если у нас здесь будут документы — будем разбираться, привлекать соответствующие органы и т.д. Поскольку у меня ничего этого нет, мы не можем принимать решений.

- Правомерно ли размещение агитационных материалов на стенах домов, школах, столбах?

- Я вам поясню ситуацию. Когда приходят жалобы вроде того, что «Вот на столбах развешивают...» туда-сюда пятое-десятое... Дальше-то что делать? Предположим, я, так сказать, проявил инициативу, вытащил кого-то из доверенных лиц или самого кандидата, предъявляю ему претензии. Он может спокойно возразить, что «я такой команды не давал». Мол, шпана, которая там грелась, взяла да и наклеила на столбах. И я ничего сделать не смогу, все мои старания будут напрасными. Но если клеящего на столб человека задерживают и составляют протокол -другое дело. Здесь есть факт. Мы можем заставить правоохранителей выяснить, кто конкретно им давал поручения, зачем и т.д. Без такого порядка вещей в результате получим простое сотрясание воздуха. В настоящее время фактов неправомерного распространения агитационной продукции нет.

- Насколько ТИК Жигулевска готова к тому, чтобы твердо стоять на законности хода голосования, подсчета голосов, открытости информации происходящего процесса?

- Вся работа и все эти, так сказать, возможности по нарушениям, они в полномочиях в основном участковых избирательных комиссий. Территориальные тут ни при чем. Участковые комиссии приносят нам протоколы, мы их молча вкатываем в систему «ГАС Выборы», один к одному, и подводим итоги. Возможность для каких-то действий, оспариваемых кандидатами, может быть лишь в участковых избирательных комиссиях. Это первое. Второе: в участковых избирательных комиссиях будут присутствовать по 5 человек представителей от партии «Единая Россия» плюс от каждого кандидата и объединения будут наблюдатели. Плюс члены комиссий между собой совещаться будут. Очень большой коллектив, который не может в едином ключе что-то сделать не так. Ну могут быть такие случаи, что претензии друг другу будут предъявлять. Да ради Бога. Для этого и существует комиссия, которая с этим будет разбираться. Поэтому противовесом обвинений в наш адрес может послужить то обстоятельство, что в этой комиссии достаточно наблюдателей и лиц, контролирующих процесс. Это одна сторона вопроса. Другая сторона — в участковых комиссиях каких-то заинтересованных лиц нет. Они же понимают, что любое действие по нарушению закона карается. Поэтому таких случаев на моей памяти нет. Нарушения были процедурного характера. Скажем, вовремя не открылся избирательный участок.

- Если посмотреть на всю историю выборов в Жигулевске, такого накала, какой наблюдается сейчас, наверное, еще не было. Взять хотя бы прошлые выборы мэра в 2005 г., когда за кресло мэра -«боролись» Балахонов и технический кандидат Давыдов...

- Это не совсем так. Бывало и погорячее. Что касается выборов мэра в 2005 г., то тогда действительно был понятен весь расклад сил заранее. Хотя до этого бывали выборы, на которых параллельно Сергею Балахонову шли люди в целом агрессивно настроенные и набравшие немало голосов. Бывали и временные промежутки, когда действительно все было спокойно. Тогда выборы сводились к тому, что их исход был практически ясен.

- По сути, за пост градоначальника сейчас бьются два административных ресурса. Это Жигулевскгоргаз, еще в 2007 г. показавший, каким образом он может привести своего человека даже в СГД. С другой стороны — « партия власти»...

- Это ваше представление, потому что мы с вами в несколько разном весе. Я не интересуюсь, кто за кем стоит. Потому что если я буду интересоваться, мне придется принять чью-то сторону. Я настраиваюсь на то, что все равны и все имеют равные права. Тот же Николотов, Крутов, У разов, хотим мы или не хотим, голоса получат. Потому что у нас люди всегда любили бедных, любили обиженных, кормили заключенных и т.д. Я лично не уверен, что эти кандидаты не оттянут голоса. Так что у нас может случиться и второй тур. Жигулевск вообще всегда отличался своей самобытностью и особым мнением. Человеку извне трудно просчитать здесь все наперед, поэтому можно ждать совершенно неожиданное.