Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (237) | 2 июня 2008г.
 

Охотники за щитами

Противостояние с Хетагом Тагаевым вынудило ООО «Регион» обратиться к мэру

Константин Грайко

На прошедшей неделе редакции “Хронографа" стало известно, что ООО “Регион", занимающееся эксплуатацией рекламных установок, подготовило на имя мэра Тольятти Анатолия ПУШКОВА письмо с просьбой разобраться в конфликте, возникшем между предприятием и руководителем департамента потребительского рынка и предпринимательства мэрии Хетагом ТАГАЕВЫМ. По мнению причастных к рекламному бизнесу людей, Тагаев является неформальным куратором ООО РА «Ректол» и якобы лоббирует интересы этой компании. Можно предположить, что, не препятствуя развитию бизнеса “Ректола”, он готовит для себя место на случай ухода из мэрии. Руководство компании “Регион" якобы уже почувствовало результаты этих действий.

ООО «Регион» с ноября 2007 г. занимается наружной рекламой на территории Тольятти. Сегодня оно имеет около 60 рекламных конструкций размером 6x3 м, которые были приобретены у ООО «Средневолжское рекламное агентство» (СВРА). По словам директора ООО “Регион" Виктора Мацнева, с самого начала своей деятельности предприятие ощущает предвзятое отношение со стороны Хетага Тагаева.

В качестве примера Мацнев приводит официальное письмо №1242/2.3 от 14 апреля за подписью Тагаева следующего содержания: «В связи с разработкой единых требований к рекламным конструкциям предлагаем Вам рекламные конструкции... (перечислено 6 конструкций. — Прим. авт.) привести к единому стилю, а именно типовым щитам 6x3 м». Что значит “привести к единому стилю”, если единые требования только разрабатываются, Мацневу стало не совсем понятно, к тому же данные конструкции, стоящие уже 10 лет, изначально являлись типовыми щитами 6x3 м. Кроме того, со слов Мацнева, подобных писем якобы не получало больше ни одно из предприятий, обладающих правом владения и пользования рекламными конструкциями.

Но самым интересным стало то, что департамент заключил договор с ООО “Регион" на установку и эксплуатацию рекламных конструкций сроком на 1 г. Хотя п.5 ст.19 действующего на сегодняшний день ФЗ “О рекламе" однозначно предписывает: “Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок 5 лет...”. В ответ на запрос объяснить причину несоблюдения норм законодательства “Регион” получил письмо №1789/2.3 от 23 мая, в котором сказано: “Поскольку отдел рекламы нарушил процедуру выдачи разрешений на новую организацию, не получив от Вас согласований в ГИБДД, в архитектуре, в электросетях и т.д., то мы приступаем к расторжению договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выданных Вам на год". Такая формулировка позволяет предположить, что, по мнению Тагаева, ответственность за ошибку работников его же департамента должно нести само предприятие. Более того, ФЗ “О рекламе" не предписывает проходить повторную процедуру согласования в вышеперечисленных инстанциях при смене собственника уже установленной конструкции. СВРА, у которого были приобретены данные щиты, было одним из первых предприятий, которое в соответствии с законом согласовало расположение своих конструкций, в частности согласование в ГАИ датировано 6 июня 2007 г.

На данный момент ООО «Ректол» является крупнейшей компанией в Тольятти в сегменте наружной рекламы. Некоторые участники рынка считают причиной таких успехов протекционизм, якобы оказываемый компании Тагаевым. Возможно, основу для этой версии дали темпы развития “Ректола", которые он начал демонстрировать после перехода Тагаева на работу в мэрию. Так, например, на 2000 г. «Ректол» имел в своем распоряжении около 80 щитов 6x3 м. На сегодня, по оценкам участников рынка, «Ректол» контролирует уже около 1000 рекламных конструкций (щиты 6x3, 15x5, сити-формат и др.), а его доляна рынке наружной рекламы Тольятти, по разным оценкам, может достигать 80%.

Известно, что учредитель ООО «Ректол» Александр Котляр связан с чиновником мэрии давними отношениями. В 2000 г., получив статус муниципального служащего, Тагаев официально вышел из совместных с ним бизнес-проектов. Принадлежавший ему на тот момент пакет акций тольяттинского ЗАО «Волга», который он сконсолидировал, занимая должность директора управления рабочего снабжения речного порта, разделился между Александром Котляром и Рашитом Сагдиевым. Последний является владельцем сети спортивных магазинов «Ронто-Спорт» и «Чемпион», входящими, так же как и «Ректол», в ООО ТК «РОНТО».

В 2002 г. по инициативе мэра Николая Уткина был создан департамент потребительского рынка и предпринимательства. Новая структура объединила управление потребительского рынка и услуг, возглавляемое Тагаевым, отдел рекламы и управление предпринимательства. Руководителем вновь созданного департамента стал Тагаев, что значительно расширило его полномочия. В т.ч. и в сфере регулирования отношений в области наружной рекламы. Хотя в некоторых муниципалитетах этим занимаются, как правило, подразделения, курирующие строительство и архитектуру.

В период недавних выборов нового мэра Тольятти неоднократно можно было услышать высказывания, что Тагаев может не сохранить своего поста и что он якобы уже заранее к этому подготовился. Звучали намеки, что “Ректол" от этого никак не пострадает, так как все уже заранее проработано.

Тагаеву также приписывают роль покровителя «Ректола» в длительном противостоянии с ГИБДД, усмотревшей ряд нарушений ГОСТа при установке и эксплуатации рекламных щитов (см. «Хронограф» №1 (166) от 15.01.07). По словам госинспектора дорожного надзора Ольги Гладковой, против «Ректола» многократно составлялись протоколы и возбуждались административные дела по ст. 19.5, материалы которых направлялись в суд. Все судебные решения принимались в пользу ответчика.

Почему в качестве объекта для претензий Хетаг Тазаретович выбрал именно ООО “Регион", остается только догадываться. Вряд ли данное предприятие можно воспринимать как серьезного конкурента для “Ректола". По этому поводу некоторые эксперты высказали весьма смелое предположение.

С 1 июля 2008 г. вступят в силу очередные дополнения к федеральному закону “О рекламе". Не исключено, что среди них появится долгожданный техрегламент по размещению наружной рекламы, который будет являться обязательным для исполнения.

Проект техрегламента уже сейчас проходит предварительное рассмотрение в профильных ведомствах: МВД, Минтрансе и Минюсте. По прогнозам экспертов, этот документ будет гораздо требовательнее, чем действующий сегодня ГОСТ Р 52044-2003, который к тому же носит рекомендательный характер.

С принятием техрегламента в свете многочисленных претензий со стороны ГАИ можно предположить, что часть своих конструкций “Ректолу” придется демонтировать. При этом возникает предположение, что возможный захват установок, прошедших все необходимые согласования и принадлежащих на данный момент ООО “Регион", может в некотором роде компенсировать предполагаемые потери “Ректола".

Сам же Хетаг Тазаретович предпочитает не комментировать детали взаимоотношений департамента с некоторыми представителями тольяттинского рекламного рынка.