Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (236) | 26 мая 2008г.
 

Роккель – Бахмуров:

Старая гвардия

Егор Кошеров

1 апреля Следственным управлением (СУ) СК при прокуратуре по Самарской обл. было возбуждено уголовное дело в отношении главы сызранского Пенсионного фонда Романа СВИДНИЦКОГО. Это дало повод аналитикам предположить, что инцидент с главой ПФ Сызрани самым прямым образом отразится и на главе Пенсионного фонда Самарской обл. Александре РОККЕЛЕ. О его возможном уходе с должности говорили достаточно давно. Он — один из немногих еще оставшихся у власти людей «команды Титова», так же как и оставивший недавно свой пост глава УФНС Александр БАХМУРОВ. Оба они настолько тесно были связаны с бывшим губернатором, что даже неизвестно, кто из них познакомился с ним раньше.

Факты

Едва губернатор Самарской обл. Константин Титов ушел в отставку, как сразу заговорили о неизбежных кадровых перестановках на местах. И Александра Бахмурова, и Александра Роккеля называли в числе тех, кто в скором времени будет смещен со своих должностей. Они, как и многие другие, были «людьми Титова». Того и другого и ранее представители СМИ «отправляли в отставку». Бахмурова — из-за президентских амбиций губернатора и открытого конфликта с СГД, Роккеля — из-за самовольного повышения пенсионного коэффициента, тоже с благословения губернатора.

Общаясь с главой УФНС Бахмуровым, мало кто из журналистов мог предположить, что перед ним фактически коллега по цеху. Пусть даже и бывший. Руководитель главного налогового ведомства губернии не всегда был в мундире инспектора, хотя должность он эту занял довольно давно. До этого же он преподавал химию и занимался журналистикой, печатаясь в журнале «Аналитическая химия».

Роккель же в далеком 1975 г. работал слесарем в АТП Отрадного -города, главой которого он потом стал. Карьерный взлет и Бахмурова, и Роккеля пришелся примерно на один и тот же период времени. Так, нынешний глава самарского управления Пенсионного фонда в 1990 г. избирался зампредом горисполкома, в 1991 г. назначен и в 1996 г. избран главой администрации г. Отрадного. И назначение, и выборы не обошлись без содействия и поддержки со стороны Константина Титова. Как и избрание Роккеля депутатом СГД в 1997, 2001 и 2007 гг. А в ноябре 1998 г. к депутатской деятельности прибавилась и должность управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по Самарской обл.

Бахмуров, в отличие от Роккеля, к политике не проявлял никакого интереса. Если у него и были политические амбиции, то он их тщательно скрывал, но на ниве политической деятельности ему все же довелось поработать. С осени 1990 г. Бахмуров работал председателем постоянной комиссии и председателем контрольного комитета самарского городского Совета народных депутатов. Позже Бахмурова, как «инициативного и хорошо себя зарекомендовавшего» назначили директором территориального агентства Федерального управления по делам несостоятельности (банкротстве) в Самарской обл.

Любопытно, что на заре становления Титова Бахмуров был одним из тех, кто протестовал против его утверждения. Этот факт имел место в 1991 г., когда президент Борис Ельцин назначил Титова главой администрации области, а затем фактически отдал ему всю власть, сняв Виктора Тархова с должности председателя облсовета за то, что тот не выступил против ГКЧП. Сессия горсовета, которую вели от фракции демократов Виталий Добрусин и Александр Бахмуров, представлявший коммунистов, долго не давала согласие на утверждение Титова в новой должности, т. к. многие были настроены против его назначения. Коммунисты поняли, что он для них потерян, а демократы еще не убедились, что он готов поддерживать реформы.

Только после многочасового заседания Титов получил необходимую поддержку. Видимо, этот факт был забыт Титовым, т. к. в ноябре 1997 г. Бахмуров на основании представления губернатора Самарской обл. и полпреда президента в Самарской обл. Юрия Бородулина был назначен на должность начальника Государственной налоговой инспекции по Самарской обл. Разница в датах назначения у Бахмурова и Роккеля составила всего год.

Кресла под обоими Александрами закачались примерно в один и тот же период и по схожим причинам: политика вмешалась в жизнь и бывшего главы Отрадного, и бывшего главного налоговика области. В обоих случаях первопричиной стал Константин Титов. В 1999 г. самарский губернатор оказался в центре скандала, когда без ведома столичных властей повысил пенсионный коэффициент до индекса 0,7 (тогда как во всей стране он исчислялся от индекса 0,525). Прибавка к пенсии была не то чтобы уж очень существенной, но Титов вдруг моментально обрел имидж защитника пенсионеров. А Москва разом потеряла 160 млн. р., т. к. пенсионные отчисления, уходившие в столицу, составляли 540 млн. р., из которых лишь 380 млн. р. возвращалось в Самару. Тогда председатель Пенсионного фонда РФ Михаил Зурабов даже пригрозил уволить Александра Роккеля, выполнившего постановление Титова. История закончилась крахом президентских амбиций губернатора.

А вот глава УФНС едва не лишился поста, когда атаковал областной парламент. Совладать со спикером губернской думы Леоном Ковальским Титов был не в силах и, видимо, обратился за помощью. Бахмуров, для того чтобы провести «полноценную проверку», просил поддержку у налоговой полиции. Однако налоговые полицейские отказались участвовать в проводимой управлением МНС проверке. Начальник УФСНП генерал Евгений Григорьев тогда заявил: «Это не криминальная фирма, это не структура, в которой тысяча человек вооруженной охраны, а парламент, и посылать туда сотрудников физзащиты мы не будем». В начале 2000 г. уже ведомство Бахмурова подверглось проверке. Счетная палата Госдумы обвинила самарскую налоговую инспекцию в том, что ряд предприятий, зарегистрированных в Самарской обл., не встали на налоговый учет. В связи с этим потери федерального бюджета оценивались в размере 200 млн. р. А из областной казны едва не было изъято 2,4 млрд. р., что могло привести к коллапсу губернии. Впрочем, на тот момент нашлись силы, которые загасили этот скандал и заодно помогли Александру Бахмурову еще на 8 лет сохранить за собой пост главного налоговика губернии.

Мифы

Бахмурова и Роккеля связывали не только близость к команде губернатора и даже не то, что они в какой-то момент рисковали потерять свои должности. И у того, и у другого было достаточно недоброжелателей как в политических кругах, так и в бизнес-структурах. Поэтому на главу ПФ и главу УФНС периодически всплывали какие-либо компрометирующие данные. Несколько лет назад добропорядочных семьянинов, которыми были Роккель и Бахмуров, можно было скомпрометировать только одним — загородными коттеджами. Согласно мифам, Александр Бахмуров при зарплате 30 тыс. р. умудрился возвести в окрестностях Самары коттедж, который был построен двадцатью гражданами Таджикистана на территории... 17 га.

Мифотворцы утверждали, что этот участок на всем протяжении огорожен забором из белого камня, а объект охраняют на вышках специально обученные люди. Появившаяся в начале 2005 г. информация была настолько впечатляющей, что и сам Бахмуров ее никак не комментировал и за комментариями к нему никто не обращался. Главу ПФ Александра Роккеля также пытались компрометировать коттеджем, который он, согласно распространенным мифам, выстроил на деньги руководимого им фонда. Также его обвиняли, что на выборах он спекулирует темой повышения пенсий, тогда как повышение зависит от правительства РФ.

В 2004 г. в Самаре сотрудники ФСБ задержали студентов с поддельными удостоверениями работников прокуратуры. Как утверждают мифотворцы, один из задержанных обещал силовикам неприятности, заявив что он — зять Роккеля. Сам виновник этого инцидента прокомментировал его довольно лаконично: «Когда я был главой Отрадного, у меня полгорода в родственниках числилось». Попытки скомпрометировать Бахмурова или Роккеля у их невидимых оппонентов заканчивались ничем. Если дети Роккеля как-то избегали публичной деятельности, то имя одного из сыновей Бахмурова Ярослава в какой-то момент было на слуху. Этому способствовала его неудачная попытка создания медиахолдинга, в который ранее входили газеты «Пятница» и «МК в Самаре». Согласно распространенным мифам, Бахмуров-младший задался целью создать конкуренцию другому холдингу -«Медиа-Самара». Но в разное время таких конкурентов было великое множество. Ярослав Бахмуров отошел от публичной деятельности после того, как возглавил самарское отделение Ростехинвентаризации, на деятельность которого в недавнем прошлом покушался депутат ДГОС Алексей Офицеров, возглавляющий в настоящее время МУП «Самараинформресурс».

Прогнозы

Команда нового губернатора Самарской обл. Владимира Артякова сейчас заняла практически все ключевые посты. Исключение составляют лишь считаные ведомства, среди которых и управление Пенсионного фонда по Самарской обл. Вопрос замены Александра Роккеля на кого-то другого — это лишь вопрос времени. То, что перестановки коснутся не только глав ведомств, но, скорее всего, заденут и их родственников, ни у кого не вызывает сомнения. Достаточно вспомнить историю с дочерью экс-министра здравоохранения Самарской обл. Галины Гусаровой, которая до начала этого года возглавляла «больницу нефтяников» и которую затем сменили на Михаила Котельникова, сына ректора Госуниверситета. В ближайшее время заменят и руководителя Ростехинвентаризации Ярослава Бахмурова. Вопрос, на кого, сейчас не стоит.

Цитата:

«Когда в Отрадный приезжали снимать коттедж Роккеля, показывали не мой дом, а соседа Олега Караульщикова, главы фирмы «Отрада». Прямо хоть табличку вешай: тут живет Роккель, а это дом Караульщикова. Помнится, в свое время вокруг этого дома много было слухов, что я его построил на какие-то левые средства. Я же в действительности взял до кризиса в Сбербанке ссуду 68 тыс. р., построил дом и потом вернул все до копейки. Не поверите: приходилось доказывать, что не крал». Из интервью Александра Роккеля www.mcds.ru (Межрегиональный центр делового сотрудничества)

«Скоро настанет и мое время уходить — годы идут. И я, например, не сторонник работы до смерти. Я считаю, что пенсию не зря называют «трудовая инвалидность»: наступает время — надо уходить. Титов сделал мужественный шаг. Я считаю, служишь на службе, значит, служишь государю. А для меня государство — это президент. Не согласен? Собери вещи и уйди. Не гадь исподтишка». (Александр Бахмуров, еженедельник «Репортер», 31.08.07)