Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (235) | 19 мая 2008г.
 

Остался в сети

Переход ТГК-7 под контроль Виктора Вексельберга укрепил позиции Владимира Аветисяна

Павел Соколов

15 мая состоялся аукцион по продаже принадлежащей государству доли в ОАО «Волжская ТГК» (ТГК-7). На продажу был выставлен пакет акций объемом 32,18%. Держателем этого пакета являлось РАО «ЕЭС России». О своей победе в конкурсе на выкуп госдоли сразу по окончании торгов заявило руководство ЗАО «КЭС-Холдинг» (входит в структуру ГК «РЕНОВА», подконтрольную Виктору ВЕКСЕЛЬБЕРГУ). Примечательно, что переход ТГК-7 под контроль Виктора Вексельберга может не только укрепить бизнес-позиции нынешнего председателя совета директоров ТГК-7 Владимира АВЕТИСЯНА, но также сделать его более независимой фигурой в Смарском регионе.

Ниже себестоимости

К своим ранее озвученным 23% КЭС-Холдинг добавил еще 32,18%, получив контрольный пакет акций в ТГК-7. Заявку на участие в аукционе от КЭС-Холдинга подавала компания Berezville Investment Limited. Как сообщила начальник департамента по работе со СМИ РАО «ЕЭС России» Маргарита Нагога, за 1 обыкновенную акцию ТГК-7 покупатель проявил готовность заплатить 2,848 р., что в пересчете на киловатт установленной мощности составляет $520 долларов за 1 кВт. В результате продажи госдоли РАО привлечет около 27,5 млрд. р., или более $1,152 млрд. Средства от продажи государственной доли акций в ТГК-7 будут направлены на реализацию инвестиционной программы ОАО «Федеральная сетевая компания» (ФСК). Как отмечают источники «Хронографа», у Владимира Аветисяна выстроены хорошие отношения с председателем правления ФСК Андреем Раппопортом.

Ранее КЭС-Холдинг также участвовал в IPO ТГК-7. 27 марта ТГК- j 7 опубликовала информацию о том, что все выставленные на IPO акции были размещены. Объем допэмиссии составил 12,9%. РАО «ЕЭС России» в размещении акций участия не принимало. Таким образом, уже в марте доля РАО «ЕЭС России» в ТГК-7 была снижена с 54,47 до 47,458%. КЭС-Холдинг якобы подавал заявку на весь объем, однако, как отмечают эксперты, ограничился выкупом акций по преимущественному праву. РБК daily по этому поводу отмечал, что основными покупателями эмиссии стали финансовые институты, которые потом продадут акции КЭС-Холдингу по сделке РЕПО. Итоги распределения акций допэмиссии не разглашались вплоть до проведения аукциона по продаже госдоли. Не исключено, что все держатели пакетов имеют менее 5%, поэтому общество не раскрыло их как существенный факт. По неофициальным данным, РАО «Газпром» не подавало заявку на дополнительные акции, хотя до последнего момента оно считалось одним из основных претендентов на участие в ТГК-7. Однако накануне подачи заявки на участие в аукционе по продаже госпакета ТГК-7 сообщалось, что Газпром и КЭС подадут совместную заявку на госпакет ТГК-7. По их информации, других претендентов на актив нет. Примечательно, что с аукциона акции были проданы по цене выше рыночной (в момент аукциона 1 обыкновенная акция на ММВБ стоила около 2,32 р.). Однако даже этот факт сложно считать доказательством, что госдоля ТГК-7 была продана по справедливой цене. Более того, размещение IPO вообще произошло по цене около 2 р. за акцию. Хотя председатель совета директоров ТГК-7 Владимир Аветисян в своем интервью газете «Коммерсант» по этому поводу не стал драматизировать ситуацию: «Я не скорблю, что не удалось продать пакет ВоТГК дороже». И это притом, что как один из топ-менеджеров РАО «ЕЭС России» он должен был сделать все от него зависящее для продажи энергоактивов РАО по максимально высокой цене.

В этом же интервью Аветисян сделал еще несколько неоднозначных заявлений. Отвечая на вопрос, связанный с его правами как акционера ТГК-7, он предпочел отшутиться: «Я вообще не так давно с удивлением узнал о том, что являюсь акционером, когда для размещения ВоТГК мне нужно было раскрывать свои данные, поскольку я являюсь членом правления РАО и председателем совета директоров ВоТГК».

Хотя, отвечая на вопрос о том, кто может стать собственником контрольного пакета акций в ТГК-7, Аветисян проявил куда большую осведомленность: «Для меня сегодня понятно: это КЭС. Вопрос в том, будет ли среди собственников Газпром или нет. Это внутреннее дело двух компаний, которые об этом, насколько я знаю, сейчас договариваются».

Эти слова были опубликованы 13 мая, за день до проведения аукциона. Накануне этого интервью ряд центральных СМИ муссировал информацию, что КЭС-Холдинг и Газпром планируют покупать госпакет ТГК-7 в консорциуме. Однако незадолго до момента приема оферт на покупку госдоли ТГК-7 для многих экспертов уже не было секретом, что КЭС-Холдинг и Газпром не будут подавать совместной заявки. Вероятнее всего, знал об этом и Аветисян. Тогда почему в своем интервью «Коммерсанту» он предпочел сохранить неясность по поводу интриги с участием в аукционе Газпрома? Ответов здесь может быть несколько. Наиболее очевидным мотивом можно считать стремление Аветисяна показать свою непричастность к процессам, связанным со сменой собственника ТТК-7. Между тем ряд фактов говорит о том, что наиболее привлекательным для Аветисяна вариантом может являться переход ТТК-7 именно под контроль Вексельберга.

Незаменимый менеджер

В этом случае он может стать незаменимым в составе структуры по выстраиванию и сохранению жесткой платежной дисциплины с потребителями тепловой и электрической энергии, вырабатываемой ТТК-7.

Стоит напомнить, что в момент своего назначения на должность генерального директора ОАО «Сама-раэнерго» в 1999 г. Аветисяну удалось в кратчайшие сроки вывести вверенную ему компанию на лидирующие позиции энергосистемы страны в плане перехода на стопроцентный расчет в денежной форме. И это несмотря на высокий уровень социальной значимости энергетики. Начиная с 2006 г. Аветисяну удалось выстроить работу по консолидации теплосетевых активов на территории всех городов, входящих в зону покрытия ТГК-7. За это время в управление ТГК передано свыше 530 км внутриквартальных тепловых сетей (в двухтрубном исчислении) и 180 ЦТП в Тольятти, Новокуйбышевске, Саратове и Балакове, а также 177 котельных. ОАО «Оренбургская ТГК», входящее в зону ответственности Волжской ТГК, также управляет более чем 520 км теплосетей (в двухтрубном исчислении), 139 ЦТП и 75 муниципальными котельными в Оренбурге и Медногорске. Общая протяженность собственных и арендованных тепловых сетей более 1965 км. Причем в некоторых городах, таких как Самара и Сызрань, тепловые сети находятся в управлении подконтрольных ФПГ «Волгопромгаз» (ВПГ) структур.

Однако, как показала практика последних лет, для обеспечения своевременного и полного возврата средств за отпущенную с ТГК-7 энергию мало одного лишь контроля над сбытовыми активами. Нужна выстроенная система взаимодействия с управляющими компаниями ЖКХ, занимающимися сбором платежей с населения, а также наличие лояльных чиновников в органах местного самоуправления. Следует напомнить, что ряд самарских управляющих компаний находится под контролем ВПГ. Лояльные Аветисяну УК имеются и в Тольятти. В Сызрани транспортировкой тепловой энергии, эксплуатацией котельных и возможностью влиять на УК занимается ЗАО «СызранскаяТЭК», основным акционером которой являются структуры ВПГ.

Выходцы из ВПГ умеют достаточно эффективно работать и с чиновниками администраций городов. В Самаре один из наивысших административных постов занимает бывший генеральный директор ООО «Средневолжская газовая компания» (входит в состав ВПГ) Дмитрий Азаров — он первый заместитель мэра Самары. Были подобного уровня чиновники и в тольяттинской мэрии. Так, например, Анатолий Вахтин, работавший при мэре Тольятти Николае Уткине руководителем департамента управления имуществом мэрии, после недавних выборов нового мэра вдруг трудоустроился на должность заместителя директора по общим вопросам Тольяттинских тепловых сетей — филиала ТГК-7.

В течение 2006 г. в Тольятти достаточно жестко обсуждался вопрос передачи тепловых сетей, ЦТП и котельных в управление ТГК-7. Вопрос даже получил политический окрас. В итоге объекты коммунально-энергетической инфраструктуры

сохранились в ведении мэрии и ОАО «АВТОВАЗ». Причем в тот период никто из чиновников мэрии на публике не рискнул бы высказаться в пользу ТГК-7. Это касалось не только Бахтина, но и первого заместителя мэра Тольятти Николая Ренца, лично курировавшего этот вопрос. О том, что многие свои ключевые решения Бахтин согласовывал с Ренцем, ни для кого в городе секретом не являлось. Однако лишь после перехода Бахтина на работу в ТГК-7 можно делать предположения об их истинных взглядах в вопросах собственности объектов городской энергетической инфраструктуры.

Новый покровитель

Немаловажной деталью для Аветисяна может являться и то, что Вексельберг демонстрирует полную непричастность к процессам формирования властных структур в региональных и местных органах власти. В этом он более чем наглядно демонстрирует приверженность озвученному Владимиром Путиным тезису о том, что бизнесмен должен заниматься бизнесом, а не политикой. Чего нельзя сказать о Газпроме. За последнее время понятия Газпром, политика и власть стали неразделимы. Не исключено, что в случае обретения Газпромом контроля над ТГК-7 газовики бы активно могли включиться в процесс формирования администраций в ряде городов. Самарской обл. В первую очередь их внимание могло быть обращено на Жигулевск, Сызрань, Новокуйбышевск (см. «Хронограф» №18-19 (233-234) от 12.05.08), а затем и на Самару. Однако теперь, судя по всему, в ближайшее время этого уже может не произойти.

Учитывая возможности Вексельберга решать свои вопросы на самом высшем уровне, необходимость интриговать с властью на региональном уровне является для него излишней. Чего нельзя сказать о его отношении к вопросам управляемости бизнесом. Здесь он вынужден обращать внимание только на лучшие кадры, для которых задачи процветания компании являются приоритетными.

Депутат Самарской губернской думы Наталья Боброва, делясь своими воспоминаниями о деятельности Аветисяна на посту гендиректора Самараэнерго, рассказала: «Помню, самарцы, протестующие против резкого роста тарифов, устроили пикет напротив здания дирекции Самараэнерго. Когда Аветисяну сказали о требованиях населения, он вдруг заявил: «А где вы здесь видите население, это потребители». В те времена губернатором был Константин Титов, Самараэнерго принадлежало государству, а Титову удавалось находить варианты урегулирования проблемных вопросов с Аветисяном. ТГК-7 больше не подконтрольна государству. Что касается Аветисяна: если он после смены собственника ТГК-7 все же сумеет остаться в ее обойме, то будет вынужден действовать с учетом бизнес-интересов Вексельберга.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.