Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (233) | 12 мая 2008г.
 

Насыпное наследие

Временное жилье обрело статус памятника архитектуры

Егор Кошеров

В распоряжении редакции «Хронографа» появилась информация о том, что ряд объектов Портпоселка с 11 октября 2007 г. был внесен в список объектов культурного наследия регионального значения согласно приказу министра культуры Самарской обл. Ольги РЫБАКОВОЙ как «Ансамбль застройки п. Портовый (достопримечательное место)». Инициатором внесения выступила председатель ТОС-23 Нина КОНОВАЛОВА. В этой ситуации нелогично выглядит внесение временного жилья в реестр памятников. Также непонятны мотивы председателя ТОС-23 в части проявления подобной инициативы.

Полемика

Приказом №4 от 11 октября 2007 г. министром культуры и молодежной политики Самарской обл. Ольгой Рыбаковой в список объектов культурного наследия регионального значения под №20 включен «Ансамбль застройки п. Портовый (достопримечательное место)» — дома с указанием местонахождения: Комсомольское шоссе, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 6а, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 18, 22; ул. Набережная, 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19; ул. Морская, 3, 5; ул. Специалистов, 3, 4, 6, 9; ул. Павлова, 4; ул. Комзина, 6. Инициатива по внесению ряда объектов Портпоселка в реестр памятников регионального значения принадлежит председателю ТОС-23 г. Тольятти Нине Коноваловой.

Подобная инициатива вызвала негодование со стороны жильцов, собственников квартир на территории «ансамбля», т. к. собственники жилья теперь серьезно ограничены федеральным законодательством. В настоящее время недовольные жильцы направили ряд писем, в том числе мэру г. Тольятти Анатолию Пушкову, прокурору г. Тольятти Константину Зайцеву, прокурору Центрального р-на Александру Казанцеву, председателю ТГД Александру Дроботову, руководителю департамента культуры мэрии г. Тольятти Владимиру Колосову. В настоящее время действия недовольных жильцов ни к чему не привели, ведется переписка.

Стоит отметить, что Коновалова уже начала проводить карательные действия, используя федеральные законы об охране памятников. Так, ряд жильцов «ансамбля», несогласных с политикой, проводимой Коноваловой после внесения Портпоселка в реестр памятников регионального значения, оказались в весьма уязвимом положении. С учетом того что постройки датируются 1955 г., домам требуется как внутренний, так и наружный ремонт, который жильцы делают своими силами. Так, ст. 42 ФЗ-78 «Об объектах культурного наследия» гласит: «Ремонт памятника — научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны». Этот закон достаточно умело использует Нина Коновалова для подавления недовольства на территории Портпоселка. Механизм заключается в написании писем чиновникам различного уровня, в которых названы квартиры, где сделан ремонт. Одно из таких писем было написано главе администрации Центрального р-на Сергею Крымцеву. В этом письме Коновалова ратовала за сохранение фасадов жилых домов. На что получила ответ: «В связи с тем что наличники и карнизы установлены в 1951-1957 гг. на фасадах жилых домов, они, равно как оконные рамы, претерпели полный физический износ, некоторые просто сгнили и упали». Председатель ТГД и депутат от 28-го избирательного округа, на котором расположен «ансамбль», Александр Дроботов так прокомментировал ситуацию: «Там был один случай. Жильцы отремонтировали квартиру, а Коновалова выступила с протестом, что жильцы не имели права делать ремонт в собственном жилье. Конечно, ТОС имеет право на какую-то самостоятельность. И он ее проявляет. Но подробности и последствия этой самостоятельности начинают выясняться, когда жители приходят с жалобами».

В то же время Нина Коновалова утверждает, что Дроботов и многие другие защитники жильцов являются заинтересованными лицами. Так, по словам Коноваловой, Дроботов давно хотел снести дома, для того чтобы на их месте построить элитные многоэтажки. Несмотря на развернувшуюся полемику, жильцы продолжают негодовать.

Элемент сотрудничества

Особая активность Коноваловой на территории Портпоселка напрямую связана с тем, что ей покровительствуют достаточно высокопоставленные жители этого района. Так, например, Виталий Зыков поддерживал некоторые начинания Коноваловой не только морально, но и финансово. Наличие отношений между Зыковым и Коноваловой, которые можно охарактеризовать как более расширенные, нежели взаимодействие ТОС-23 и мецената, преданного Портпоселку. Свидетельствовать об этом может тот факт, что в сентябре 2003 г. губернатор Самарской обл. Константин Титов, будучи одним из лидеров Социально-демократической партии России (СДПР), провел в Тольятти учредительную конференцию, на которой был избран председатель тольяттинского отделения партии. В качестве лидера СДПР по Тольятти вызвался стать Зыков. Ему поручено было организовать работу по формированию политсовета. Что, собственно, и было сделано буквально в день первого учредительного собрания. Примечательно, что среди достаточно влиятельных людей города, таких как бывший главный врач городской больницы № 5 Николай Кардаков, председатель Союза строителей г. Тольятти Валерий Никишев, советник мэра по экономике Владимир Ягутян, оказалась и председатель ТОС-23 Нина Коновалова. В интервью корреспонденту «Хронографа» Александр Дроботов отметил: «Я знаю только, что Зыков помогает существенно, помогает ТОС-23 в некоторых делах. В частности, праздники крупные, которые проходят в Портпоселке. Он финансирует большую часть. Например, 9 мая будет по его финансированию. Я думаю, что в этом плане у них там какое-то сотрудничество».

Вполне вероятно, что Коновалова в рамках инициативы внесения ряда объектов Портпоселка в реестр памятников культуры может действовать не только исходя из морально-этических соображений. Депутат ТГД Александр Довгомеля решил поделиться своими наблюдениями на этот счет: «Госпожа Коновалова хочет единолично решать все вопросы по Портпоселку. Это не лучший путь. Дома-то не становятся свежее. По-хорошему, по этому вопросу надо было провести общественные слушания. Я был на некоторых слушаниях по вопросам Портпоселка. Кроме Коноваловой там было не больше двух человек. Люди заняты своей жизнью, им не до этого. Для той же Коноваловой любой переговорный процесс — получение преференций в том или ином виде. Я не говорю, что лично. Попытка заставить с собой считаться». Стоит напомнить, что на территории Портпоселка раньше находились дома для инженерного персонала КГС, так называемые индома, и клуб «Гидростроитель». Однако эти дома были снесены, а на их месте сегодня стоят коттеджи. Есть среди этих домов и коттедж Зыкова. Причем этот факт не вызвал абсолютно никакого сопротивления со стороны ТОС-23.

Проверка мотивов

В данной ситуации возникает один вопрос: почему в реестр памятников была включена группа строений, по сути, являющихся временным жильем. В свое время в Комсомольском р-не было снесено колоссальное количество таких «памятников».

При этом никого не волнует статус р-на Шлюзового, где имеется единственный в Тольятти комплекс, построенный в стиле «сталинского ампира». Состояние этого исторического квартала даже при внешнем осмотре вызывает опасение за его сохранность. Стоит отметить, что при внесении объектов культурного наследия в реестры различных уровней Министерство культуры не имеет полномочий по проверке мотивов инициаторов. Логика Ольги Рыбаковой вполне ясна. Особенно если учесть, что в ближайшее время в Самарской обл. будет создан орган государственной власти субъекта РФ в области охраны объектов культурного наследия (госорган). Госорган будет обладать всеми правами на включение объектов в реестры различного значения. Также через него будет проводиться финансирование объектов культурного наследия. Одновременно с проработкой вопроса о создании госоргана идет создание пула памятников. Другой вопрос, почему Нина Коновалова с завидным упорством добивалась статуса памятников для домов, не отличающихся ни комфортом, ни архитектурными изысками.

Стоит напомнить, что 20, 21 января 2007 г. в Портпоселке была снесена «Пельменная», которую многие называли памятником. Хотя ни в каких реестрах это строение не значилось. Возникший общественный резонанс вокруг исторического сооружения общепита разумнее объяснить столкновением бизнес-интересов двух структур, от имени которых выступали Александр Довгомеля и Виталий Зыков (см. «Хронограф» №10 (175) от 19.03.07). Как и в случае с «Пельменной», так и в случае с историческими насыпухами основная ценность временных архитектурных памятников заключается в земельном участке, который они занимают. Точнее, в пригодности данной территории под элитную застройку. Для реализации таких планов необходимо решить вопрос с выкупом исторического жилья. Причем сделать это желательно по минимальным ценам и без конкурентов. С 1 января 2008 г. на основании Федерального закона №258-ФЗ от 29 декабря 2006 г. снят мораторий на приватизацию памятников истории и культуры федерального значения, введенный в 2002 г. Таким образом, включение в реестр портпоселковского ансамбля вполне может стать эффективным механизмом как устранения конкурентов, так и сбивания цен на квартиры. Так что можно предположить, что мотивы действий общественных активистов кроются в их давних связях с меценатами, о которых рассказано выше.