Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (231) | 21 апреля 2008г.
 

Кредитование по-товарищески

Герман Греф и Борис Алешин подписали соглашение о сотрудничестве

Татьяна Никонорова, Иван Григорьев

16 апреля в ходе визита на ОАО «АВТОВАЗ» президента, председателя правления Сбербанка России Германа ГРЕФА (на фото) было подписано генеральное соглашение о сотрудничестве. Со стороны ОАО «АВТОВАЗ» документ был подписан президентом ООО «Группа АВТОВАЗ» Борисом АЛЕШИНЫМ. По словам Германа Грефа, АВТОВАЗу уже открыта кредитная линия в несколько миллиардов рублей.

Само соглашение было заключено на пятилетний срок. Пресс-служба ОАО «АВТОВАЗ» комментирует событие следующим образом: «Соглашение... предусматривает развитие стратегического партнерства между АВТОВАЗом и Сбербанком на долгосрочной основе в целях повышения эффективности деятельности сторон, а также устанавливает принципы взаимодействия в процессе оказания банком компании финансовых услуг». Сумма потенциальных сделок, естественно, озвучена не была. Все более конкретные сделки между ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО КБ «Сбербанк» будут регулироваться отдельным пакетом договоров. Основные направления сотрудничества — увеличение объемов кредитования ОАО «АВТОВАЗ», управление финансовыми ресурсами предприятия, финансирование строительных и дочерних проектов АВТОВАЗа, организация торгового и экспортного финансирования, внешнеторговых контрактов компании.

Кроме того, отдельными пунктами предусмотрено оказание услуг работникам ОАО «АВТОВАЗ». В этот перечень входит кредитование, в том числе ипотечное, выдача и обслуживание банковских карт и прочие карточные продукты банка.

Как стало известно «Хронографу», на реализацию жилищной программы АВТОВАЗа претендуют три банка. Это Сбербанк, глава которого Герман Греф якобы договорился с Борисом Алешиным по части выдачи кредитов сотрудникам АВТОВАЗа, КБ «Новикомбанк» и «Внешэкономбанк», уже давно работающие с заводом. Вопрос о распределении ипотечных кредитов внутри этой «тройки» будет решен в ближайшее время.

Аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский считает, что условия предоставления кредитов во всех трех организациях будут одинаковы. «Они выведут какую-то среднюю ставку, причем будут ориентироваться, скорее всего, на Сбербанк, которому не привыкать работать с «длинными» деньгами», — говорит эксперт. По мнению Сергиевского, ипотечная программа АВТОВАЗа привлекательна для участников рынка из-за практически полного отсутствия рисков. «Государственные гарантии могут не оправдаться только в случае обвала рынка недвижимости, чего в обозримой перспективе не предвидится», — полагает аналитик.

В результате подписания этого соглашения Сбербанк стал ведущим обслуживающим банком АВТОВАЗа. Заводу уже открыта «кредитная линия на несколько миллиардов рублей», отметил президент Сбербанка Герман Греф, уточнив, что кредитная нагрузка предприятия минимальна и банк готов расширять сотрудничество с заводом. «Заключенное соглашение о сотрудничестве является одним из элементов последовательно проводимой Сбербанком России политики по поддержке реального сектора национальной экономики», — подчеркивается в официальном сообщении Сбербанка. Здесь уверены, что оно «отвечает интересам не только их клиентов и акционеров, но и экономики России в целом».

Впрочем, это не первый визит Германа Грефа на АВТОВАЗ. Будучи в статусе министра Минэкономразвития, он посещал АВТОВАЗ в мае 2007 г., во время саммита «Россия-ЕС». А сами взаимоотношения между Грефом и Алешиным имеют несколько более длинную историю, причем не всегда радужную.

Минэкономразвития, возглавляемое Германом Грефом, в середине июля 2006 г. заблокировало выделение АВТОВАЗу 50,48 млрд. р. в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база на 2007-2011 гг.» (см. «Хронограф» №26 (145) от 24.07.06). Дело в том, что Борис Алешин, будучи главой Федерального агентства по промышленности (Роспром), предложил внести в эту программу подпрограмму «Прогрессивные технологии создания автотранспортных средств нового поколения», разработанную совместно с институтом НАМИ. Предложенная Роспромом и НАМИ подпрограмма по ряду показателей не устроила Грефа. В связи с чем на одном из заседаний межведомственной комиссии при правительстве РФ подпрограмма была вычеркнута из состава целевой программы. Было предложено сделать эту подпрограмму ведомственной, что свело возможность получения бюджетных ассигнований АВТОВАЗом практически к нулю. Позиция Грефа лишь подчеркнула факт существования на тот момент в правительстве РФ двух группировок лоббистов, имеющих разные взгляды на использование бюджетных средств в поддержке российского автопрома. Впрочем, поскольку сейчас речь идет отнюдь не о бюджетных средствах, Греф может себе позволить быть более лояльным к потребностям автогиганта.