Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (230) | 14 апреля 2008г.
 

Николай Свешников:

Двигатель НК-93 станет доступным авиазаводам

Иван Григорьев

15 апреля в Москве откроется десятый международный салон «Двигате-ли-2008». Традиционно в нем примут участие промышленные предприятия Самарской обл. Почти половина из 12 самарских участников предстоящей выставки готовится в конце апреля вступить в двигателестроительный холдинг, формируемый под эгидой «Оборонпрома». Накануне отбытия в столицу на вопросы «Хронографа» ответил член официальной делегации Самарской обл. на форуме, министр промышленности и энергетики Самарской обл. Николай СВЕШНИКОВ.

- Николай Всеволодович, расскажите о числе и составе нынешних участников салона от Самарской обл.

- В рамках салона будут организованы выставка и научно-технический конгресс по двигателестроению с участием ведущих российских и зарубежных специалистов авиационной, космической, автомобильной, тракторной и судостроительной промышленности, а также представителей экологических организаций. От Самары там будут работать 12 предприятий и организаций. Общая площадь их экспозиции займет более 200 кв.м. Впервые будет представлен коллективный стенд 4 предприятий, готовящихся к вхождению в двигателестроительный холдинг под эгидой госкорпорации «Оборонпром»: ОАО «Моторостроитель», ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», ОАО «СКБМ» и ОАО «Металлист-Самара» — они расположатся на 90 кв. м. Рядом окажется и ОАО НПО «Поволжский АвиТИ», тоже являющийся кандидатом в эту вертикальную структуру. Самарский государственный аэрокосмический университет, Самарский государственный университет путей сообщения, Тольяттинский государственный университет и информационный стенд правительства Самарской обл. разместятся на чуть меньшей площади. ОАО «Завод авиационных подшипников» и ОАО «Салют» участвуют в выставке в составе своих корпораций. Наконец, ООО «Группа АВТОВАЗ» выступит с докладом «Разработка и постановка на производство автомобилей LADA, соответствующих требованиям Евро-3 и Евро-4 по эмиссии вредных веществ».

- Будут ли представлены самарскими предприятиями какие-то новинки на этом форуме?

- Конечно. Например, в проекте газотурбовоза, разработанного СНТК им. Кузнецова, появились интересные предложения по улучшению показателей эффективности. Теперь этот вид транспорта сможет снизить расход топлива на 44%, а вредные выбросы уменьшить более чем в 10 раз. Кроме того, новые технические решения будут представлены по ракетоносителям «Ямал» и «Союз-2-3» с двигателями НК-33-1. Также мы покажем модернизированные ГПА «Нева-25НК», основным заказчиком которых является Газпром. И еще, после завершения в этом году летных испытаний и проведения сертификации доработанного двигателя НК-93 он станет доступным нашим авиационным заводам — многие из них уже сейчас рассматривают вопрос использования НК-93 в своих гражданских самолетах.

- Пять из 12 участников выставки готовятся вступить в двигателестроительный холдинг, формируемый под эгидой «Оборонпрома». Могут ли они рассчитывать на пополнение портфеля оборонных заказов во время салона?

- Выставка не всегда завершается подписанием соглашений, гораздо важнее в ее рамках наладить нужные контакты, а здесь этим заводам здорово помогает лобби госкорпорации. Объем заказов по ГПА, например, уже перевалил за 2 млрд. р. Все деньги по схеме, согласованной с Газпромом, получат наши предприятия. Теперь на очереди заключение контракта по газотурбовозам, на которые положили глаз в РЖ Д. Мы чувствуем поддержку, которая исходит от Оборонпрома в решении подобных вопросов в Москве: у них есть возможность влиять на распределение заказов в сторону предприятий самарского «куста» и они ею умело пользуются.

- Когда все-таки точно произойдет юридическое оформление корпорации «Двигатели НК»?

- С момента прошлогоднего поручения Владимира Путина о создании двигателестроительного холдинга на базе самарских предприятий минуло более полугода. За это время произошла фактическая передача госпакетов акций СНТК им. Кузнецова, «Моторостроителя» и СКБМ в пользу «Оборонпрома», сейчас к этой процедуре готовятся «Металлист» и Поволжский АвиТИ. Кроме того, мы провели несколько совещаний совместно с губернатором и представителями госкорпорации, изучили экономику этих предприятий, отметили отрицательные моменты, подготовили на имя президента докладную записку о плане мероприятий по финансовому оздоровлению этих активов, согласовав ее при этом с Сергеем Ивановым. Думаю, в ближайшее время указ о создании холдинга будет подписан, что станет закономерным итогом большой работы, проделанной всеми его потенциальными участниками и правительством Самарской обл. Двигателестроения, замечу, не коснулись споры по поводу обоснованности имущественного взноса, который делается государством в пользу госкорпорации «Ростехнологин». Самарскими активами холдинга однозначно будет рулить «Оборонпром» как в плане загрузки производственных мощностей, так и в области управления финансами, конструкторской и инновационной деятельностью. Грядущие преобразования не затронут лишь бренд «НК», который всегда будет оставаться знаком качества продукции этих предприятий.

- «Ростехнологии»- в Самарской обл. не уступят свои позиции оборонному лобби во главе с вице-премьером и главой военно-промышленной комиссии Сергеем Ивановым?

- Никаких претензий у Иванова к созданию холдинга «НК» на территории региона нет. Он, наоборот, активно продвигает появление новой структуры на свет. Не секрет, что у Сергея Борисовича (Сергей Иванов. — Прим. ред.) есть некоторые расхождения во взглядах с Сергеем Чемезовым по составу других вертикально интегрированных холдингов, но в данном случае они единодушны на 100%.