Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (228) | 7 апреля 2008г.
 

Александр Довгомеля:

Муниципальной собственностью надо управлять эффективно

Константин Грайко

Вопросы использования муниципального имущества в контексте дальнейшего развития территории Тольятти встают постоянно и неоднозначно: объекты, которые требуют бюджетных вливаний, но не приносят пользы, акции и ценные бумаги, котировки которых падают, земельные участки, на освоение которых нет ни средств, ни других ресурсов. На деле эффективное использование данных видов имущества, своевременная продажа или приватизация могут превратить их в реальный инструмент дохода и во многом поддержать бюджет города. Своим взглядом на вопросы управления муниципальными активами с корреспондентом «Хронографа» поделился председатель постоянной комиссии по муниципальному имуществу и приватизации Думы г. о. Тольятти Александр ДОВГОМЕЛЯ.

- Александр Иванович, в свое время вставал вопрос о неэффективности работы думы и, соответственно, ее роспуске. Как сегодня, с приходом нового руководства города и появлением четкой стратегии его развития, изменилась ситуация?

- До выборов мэра очень трудно было заниматься решением вопросов, связанных с использованием муниципальной собственности. С одной стороны, из-за законодательной базы, которая многие вопросы адресует непосредственно органам местного самоуправления, с другой -из-за осторожного отношения депутатов думы в условиях неопределенности будущего городской исполнительной власти. В определенной мере из-за этого в начале года откладывалось принятие таких документов, как «Программа приватизации муниципального имущества» или, например, «Положение о порядке передачи в безвозмездное пользование и аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью Тольятти».

Сегодня волею тольяттинцев мы имеем возможность видеть во главе местного самоуправления команду, которая не имеет глубоких политических корней, но имеет огромный опыт управленческой хозяйственной деятельности. Первые дни вступления в должность нового мэра уже показали, что время популистских заявлений и разговоров о политике прошло. К настоящему моменту сложились те условия, когда можно и нужно заниматься делом, возводить, строить, приводить в порядок, развивать инженерную и дорожную инфраструктуры, жилой и нежилой фонды, приводить в порядок отношения между хозяйствующими субъектами. Эта задача под силу только грамотному хозяйственнику-управленцу.

Уже сейчас начала определяться тенденция к более рациональному управлению городским имуществом. Муниципальной собственностью надо управлять эффективно, не разбазаривать ее налево и направо, не возводить в рамки аргумента при политическом противостоянии, а получать максимальные дивиденды от ее использования.

- Не так давно поднимался вопрос о передаче в безвозмездное пользование городского имущества и повышении арендной платы за него. Мы сталкиваемся с фактами предоставления льготных условий деятельности высокоприбыльным видам бизнеса, пусть и социальной направленности. В результате город недополучит существенные средства. Как, по вашему мнению, разумнее поступать в таких случаях?

- В данном вопросе инициатива нового мэра видится вполне оправданной и позитивной: избавиться от нагромождения коэффициентов, определив три категории деятельности для подобных предприятий, и дифференцировать арендную стоимость для них к рыночным позициям с учетом социальной направленности. Подход к данному вопросу с точки зрения фиксированной аренды, будь то 300 р. в год или 900 р., на сегодняшний день уже не видится актуальным. Важно определить, сколько город тратит на предоставление льготной или безвозмездной аренды. И выгодно ли это.

Мы столкнулись с ситуацией, когда предприятиям, расположенным на муниципальных площадях, повышать рентабельность своей деятельности невыгодно. В большинстве своем они занимаются коммерческой деятельностью или сдают площади в субаренду, получая прибыль в свой карман. Но если социальная значимость школ или детских садов позволяет предусмотреть некоторые льготы, то совершенно другой подход нужен при оценке деятельности, например, вузов или учреждений среднеспециального образования. Дело в том, что основная масса студентов там обучается на коммерческой основе. Существуют бюджетные отделения, но их доля в образовательном процессе постепенно снижается, приходя в соответствие с потребностями рынка труда. Здесь стоит задаться вопросом, насколько вообще необходимо такое количество образовательных учреждений, выпускающих молодых людей с модными, но невостребованными специальностями? В дальнейшем выпускники не могут найти себе работу по причине переполненности кадрового рынка. Ситуация такова, что сегодня в половине школ, в которых идет недобор учеников, располагаются какие-нибудь вузы. Существует проблема устройства детей в дошкольные учреждения, а половина площадей детских садов сданы в аренду различным фирмам. Отрасль образования необходимо сделать прозрачной.

Подобную ситуацию можно наблюдать и в других учреждениях, которые пользуются правом льготной или безвозмездной аренды муниципальных площадей. Медицинские учреждения, которые оказывают платные услуги, сдают площади в аренду пусть профильным, но все-таки коммерческим фирмам (аптеки, стоматологические кабинеты). Или муниципальная гостиница, на территории которой развернута непонятная деятельность.

- Получается, что, играя на социальной значимости бизнеса, формируются достаточно странные схемы, в которые оказывается втянут и муниципалитет?

- Нельзя сразу навешивать ярлыки. Каждый случай требует детального изучения. Но все предприятия, которые в той или иной степени находятся в муниципальной собственности и используют поддержку бюджета, должны пройти тщательную ревизию. Зачастую формальная бухгалтерская отчетность не дает полной картины коммерческой деятельности, развернутой на данных предприятиях.

Например, городской транспорт. Сразу надо заметить, что пассажирские перевозки — это такой же вид услуг, как и любой другой. Рост числа коммерческих предприятий в данной сфере свидетельствует о существенных бизнес-интересах. Однако по-прежнему муниципальные перевозчики, несмотря на миллионные дотации, продолжают демонстрировать чрезмерную ущербность своего бизнеса. Приватизация МП ТПАТП-3 совсем не означает ликвидацию предприятия. Просто оно станет акционерным обществом и будет продолжать свою работу так же, как и раньше. Гораздо большие опасения вызывает ситуация, складывающаяся вокруг совместного предприятия «РегионАвтоТранс — Тольятти», созданного в свое время муниципалитетом города и ЗАО УК «РегионАвтоТранс». Призванный решить проблему доставки рабочих на ВАЗ и стабилизировать пассажирские перевозки в городе, данный проект на сегодняшний день находится в стадии стагнации. Кроме того, достаточна интересна позиция, что деятельность в межпиковое время крайне убыточна. Получается, что город способствовал приобретению автобусов, но все равно остался без пассажирского транспорта.

Нагрузка на АТП-3 возросла, но оно все равно не в состоянии перекрыть всю маршрутную схему города. Поэтому муниципалитету пришлось в порядке эксперимента заключать договоры с частными перевозчиками, чтобы хоть как-то урегулировать проблему внутригородских пассажирских перевозок.

Вообще лизинговый договор, заключенный между РАТ-Т и ВТБ-Лизинг, вызывает вопросы. Одно только то, что данное соглашение не прошло экспертизу ни в департаменте экономики, ни в департаменте финансов мэрии Тольятти, говорит о том, что здесь не все так просто. Также не в курсе предмета данного договора оказалась и городская дума, которая была задействована только

лишь на стадии создания СП. Соучредители в свое время декларировали, что вливания бюджетных средств в данный проект не потребуется. Но сегодня, когда РАТ-Т уже задолжал лизинговой компании порядка 60 млн. р., УК «РегионАвтоТранс» заявляет, что готова выделить кредит под гарантию тольяттинского муниципалитета. Вполне объяснимо, что в данной ситуации мэрия предложила РАТ-Т решать свои проблемы самостоятельно.

- В контексте решения вопроса по реконструкции городского жилого фонда и возможности получения средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ перед городом встала задача оперативно решить ситуацию по приватизации и передаче в частные руки муниципальных управляющих компаний.

- Да, в действительности была попытка форсировать комплекс мероприятий под предлогом получения этих средств, что могло обернуться для города нерациональным использованием потенциала, заложенного в МУК. Реализация такого социально значимого сектора, как жилищно-коммунальное хозяйство, требует взвешенного подхода и тщательных расчетов. Спешка в данном случае неуместна. Слишком велика вероятность того, что при авральной приватизации таких ресурсов, как крупные муниципальные УК, бизнес-интересы отдельных групп войдут в диссонанс с интересами города и, самое главное, населения. В конечном итоге передача жилищно-коммунального сектора в частные руки все равно неизбежна, но при этом организация данного процесса не должна отразиться хоть сколь-нибудь негативно на тольяттинцах. Ведь не для кого ни секрет, что управляющие компании, созданные на базе нового жилого фонда, оснащенного системами учета и автоматическими подстанциями, сегодня не обращаются к думе с просьбами о предоставлении средств для покрытия дисбаланса или выпадающих расходов. А это порядка 150-200 млн. р. ежегодно. Оснащение же всего жилого фонда соответствующим оборудованием стоит около 400 млн. р. Такая мера позволит значительно снизить расходы населения на оплату коммунальных услуг. Реально можно было бы инициировать получение кредита 400 млн. р., например, из бюджета области, и оборудовать городской жилой фонд домовыми приборами учета. Такой кредит совершенно спокойно можно погасить, включив платежи, даже с процентами, в квартплату: жители все равно выиграют, поскольку даже на этапе гашения данного займа они будут платить меньше. Кроме того, в этих условиях транспортирующие и управляющие компании не будут иметь возможности манипулировать средненормативными тарифами. Данная проблема переросла в хроническую, но из года в год никто не хочет ее решать, поскольку это невыгодно заинтересованным участникам рынка энергообеспечения.