Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (228) | 7 апреля 2008г.
 

АВТОВАЗ набирает вес

В преддверии IPO

Иван Григорьев

26 марта ОАО «АВТОВАЗ» разместило два первых из десяти планируемых выпусков биржевых облигаций объемом 1 млрд. р. каждый. Этот инструмент долгового рынка используется в том числе для повышения привлекательности акций завода в преддверии намеченного на сентябрь их публичного размещения на мировых фондовых биржах. Общий рост котировок АВТОВАЗа с 30 декабря 2005 г. по настоящий момент составил уже 408%, а капитализация предприятия превысила $5 млрд.

26 марта ОАО «АВТОВАЗ» разместило два выпуска биржевых облигаций серий БО-01 и БО-02 объемом по 1 млрд. р. каждый. Срок обращения выпусков — 364 дня, при этом по серии БО-01 предусмотрено досрочное погашение через 182 дня. Это первые два из планируемых десяти выпусков биржевых облигаций завода, организаторами которых выступят АКБ «Новикомбанк» и ИК «Тройка Диалог». Как сообщается в официальном пресс-релизе, «выпуск облигаций направлен на пополнение оборотных средств компании, финансирование текущей и инвестиционной деятельности».

Данное размещение является одним из плановых мероприятий в рамках повышения привлекательности акций завода для инвесторов. «Если считать, что переговоры с Renault стартовали в 2006 г. (тогда даже на факт их начала рынки отреагировали положительно), — говорит управляющий директор Troika Capital Partners Михаил Бройтман, — то цена акций с тех пор выросла в 3 раза — с $0,6 до $1,8 за штуку». После подписания соглашения о стратегическом партнерстве с французами 29 февраля 2008 г. в Москве котировки вообще находились на отметке 43,6 р. за штуку. К лету, когда акционерный капитал предприятия будет реструктурирован и доля Renault вырастет до контрольной, а французы вернут 25% приобретенных акций «Тройке», стоимость одной бумаги, по оценкам финансовых аналитиков, вырастет еще в 2 раза. По окончании «раскольцовки» Ростехнологии, Renault и «Тройка Диалог» будут владеть чуть более 75% акций АВТОВАЗа в равных долях, а капитализация предприятия превысит $10 млрд. (для сравнения — капитализация АВТОВАЗа до прихода на него команды Рособоронэкспорта еле дотягивала до $1 млрд., сейчас она составляет более $5 млрд.).

До сентября, когда на фондовый рынок при определенных условиях может быть выпущено от 25% до50% акций завода, их котировки, вполне вероятно, поднимутся еще выше. По данным ИГ «Капиталъ», за период с 30 декабря 2005 г. по настоящее время они выросли на 408%, прежде всего за счет благоприятной конъюнктуры рынка. «Сейчас ситуация меняется, — поясняет аналитик группы Михаил Пак. — Партнерам нужно скорее обнародовать стратегию развития, в том числе производственную программу, и, если рынок «поверит» этим планам, то к моменту выхода на IPO ожидается еще один скачок акций. В то же время обстановка на фондовых рынках не отличается стабильностью, поэтому инвесторы всерьез нацелятся на АВТОВАЗ только при наличии общей позитивной картины».

Глава «Тройки Диалог» Рубен Варданян считает, что с IPO можно не торопиться. «Сначала нужно повысить ликвидность акций, чтобы привлечь больше внимания инвесторов к заводу, — говорит Варданян. — Размещение такого уровня станет важным событием не только для российского фондового рынка, но и для мировых торговых площадок. Все будет готово к осени, но если ситуация в финансовых системах не стабилизируется, то мы выждем лучший момент под лучшие условия».

Именно в целях повышения ликвидности вазовских ценных бумаг сейчас проводятся выпуски облигаций, являющихся одним из самых дешевых способов привлечения средств. На рынке облигационных займов меньше посредников и ниже кредитные ставки — это влияет на состав кредитного портфеля: у компании ослабевает долговая нагрузка и, как следствие, растет прибыль. Аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский говорит, что сам факт успешного размещения и надежных выплат по нему создает сильный кредитный имидж компании.

«Инвесторов в первую очередь привлекает возможность вернуть вложенные средства, а при наличии положительной кредитной истории они охотнее вкладываются в долгосрочные проекты, — считает Сергиевский. — В случае с АВТОВАЗом речь идет именно о «длинных» деньгах».

Комментируя рост котировок акций АВТОВАЗа, аналитики отмечают интересный прием, которым на заводе умело пользуются последние три года. «Помимо фактов — скупки «Тройкой» пакетов миноритариев по рыночной цене и вхождения в состав акционеров Renault, руководство успешно оперировало слухами в соответствии с известной трейдерской поговоркой «Покупай на слухах — продавай на фактах», — поясняет аналитик ИК «Финам» Константин Романов. — Например, важно было ожидание раскольцовки. Сейчас она еще не завершилась, но рынок смотрит на итоги этого мероприятия так же позитивно, как и на его начало. А если вспомнить спекуляции вокруг возможного стратегического партнера, в качестве которого назывались и FIAT, и GM, и «Фольксваген», то налицо целый комплекс мер по выводу капитализации предприятия на порядок выше прежнего». По мнению Романова, такие ситуативные новости уже сделали свое дело: не дали сильно упасть акциям АВТОВАЗа на фоне просевшего рынка и вполне реально повысили эффективность управления компанией. «Одно дело, когда эффективность измеряется предпродажным раздуванием стоимости завода, — поясняет эксперт. — Совершенно иное, когда снижаются непроизводственные издержки, исключаются серые схемы, упорядочивается система сбыта, и машины начинают продаваться по ценам, близким к рыночным, что наблюдается в Тольятти в последнее время». Тем не менее оценить справедливость нынешней капитализации АВТОВАЗа, по словам Романова, можно будет только осенью, исходя из показателей рентабельности, с которыми предприятие выйдет на IPO. «Инвестиционная привлекательность у завода присутствует, но теперь она должна еще и проявить себя», — подводит итог аналитик.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.