Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (228) | 7 апреля 2008г.
 

Юрий Панов:

Незамеченным банкротство такого предприятия пройти не могло

Сергей Коптев

2 апреля состоялась пресс-конференция генерального директора ЗАО «УК «РегионАвтоТранс» (PAT) Юрия ПАНОВА и генерального директора ОАО «РегионАвтоТранс-Тольятти» (PAT-Тольятти) Валерия ТОЛКАЧЕВА. Причина в том, что в 2005 г. PAT получил предложение от департамента транспорта мэрии г. Тольятти инвестировать средства в обновление подвижного состава МУП ПАТП-1 и стать акционером этого предприятия. В 2006 г. учредители подписали инвестиционный проект, утвержденный руководителем департамента Владленом КАБАНОВЫМ и первым заместителем мэра Николаем РЕНЦЕМ. Однако обязательства, прописанные в договоре, департаментом транспорта г. Тольятти не исполняются. Приводим ответы Юрия Панова на вопросы участников пресс-конференции.

- Юрий Ильич, как вы отнеслись к приглашению администрации г. Тольятти и в чем принципиальная политика компании РегионАвтоТранс?

- Политика нашей компании очень проста: не ввязываться ни в какие политические дебаты, политические игры. На наш взгляд, тот бизнес, которым мы занимаемся, пассажирские перевозки — это не то место и не та сфера деятельности, которую можно ставить на карту. Поэтому мы придерживаемся политики никогда не участвовать в схватках, которые разворачиваются в регионах.

ЗАО «УК «РегионАавтоТранс» — это самостоятельная компания, которая является одним из крупнейших дилеров русских автобусов, поставляющая технику в те проекты, которые мы ведем. На сегодняшний день наша компания ведет порядка девяти проектов в регионах России. Все проекты аналогичны проекту в Тольятти.

Когда мы получили приглашение прийти в Тольятти, для меня, как для руководителя компании, данное приглашение было не совсем понятно. Тольятти — это один из крупнейших городов, промышленный центр. Транспортное предприятие, которое находится здесь до сегодняшнего дня, МУП ТПАТП-1 не просто одно из крупнейших — это одно из самых современных транспортных предприятий в России. Те задачи, которые оно выполняло, не под силу большинству предприятий в других городах. Поэтому то, чем владела администрация города, был значительный капитал, который был наработан тольяттинцами в предыдущий период развития города.

- В таком случае почему PAT принял это приглашение?

- Когда поступило приглашение начать работать в регионе, наши специалисты приехали и в течение достаточно длительного времени изучали ситуацию. Оказалось все очень просто. В 2006 г. крупное предприятие оказалось на грани банкротства. Доведение до банкротства или те мероприятия, которые довели ТПАТП-1 до такой ситуации, были элементарно просты. Сначала у предприятия выводят часть маршрутной сети, которая обслуживает город, и передают другому муниципальному предприятию. После того как забрали маршрутную сеть, вывозят активы, которые обслуживали эти маршрутные сети, и передаются в ТПАТП-3. В дальнейшем маршрутная сеть передается частным перевозчикам с последующим приобретением подъездного состава для обслуживания этой маршрутной сети.

ТПАТП-1, осуществляющее основные перевозки, оказывается за бортом. Учитывая, что предприятие практически перестало обслуживать городскую маршрутную сеть, привлекательность для работников ОАО «АВТОВАЗ» стала уменьшаться. Продажа проездных билетов, которые реализуются транспортным предприятием, пошла на убыль: зачем покупать проездные, если по городу по ним ездить невозможно? Соответственно, экономическая ситуация предприятия стала такой, что долги превысили 300 млн. р. В 2006 г. предприятие оказалось на грани банкротства. Понятно, что незамеченным банкротство такого предприятия пройти не могло. Поэтому организатор перевозок, которым в городе является департамент транспорта, стал судорожно искать выход из создавшегося положения.

В России единственное предприятие, которое занимается такими проектами, и достаточно масштабно, это ЗАО «УК «РегионАвтоТранс». В прошлом году общая сумма оборота управляющей компании превысила 2 млрд. р. Суммарный оборот транспортных предприятий превысил 3 млрд. р. Это те предприятия и те проекты, в которых участвовал РегионАвтоТранс. Более 15% всей программы ЛиАЗа реализуется транспортным предприятиям, работающим в нашем проекте. Учитывая, что наше предприятие, по сути, единственное, которое могло войти и работать, мы получили соответствующее приглашение от администрации.

После изучения ситуации общетранспортного обслуживания населения в городе организацией транспортного управления PAT, нами был выдвинут ряд требований, после исполнения которых мы были готовы войти в этот регион. Первое основное требование: транспортная работа, которая была доведена в ТПАТП-1 до 4,75 ч. в сутки, не может быть рентабельной. Т. е. загрузка предприятия при работе менее 5 ч. рентабельной быть не может. Поэтому первое условие, которое было поставлено нами при входе в регион: департамент транспорта города должен обеспечить увеличение транспортной работы автобусов с 4,5 до 7,5 ч. на единицу подвижного состава в сутки за счет выхода на городскую маршрутную сеть.

- Какие еще требования были вами выдвинуты?

- Кроме этого, был ряд других моментов, которые были в свое время согласованы. Был согласован инвестиционный проект, который охватывал практически все аспекты деятельности предприятия, и определял, каким образом и как будет создаваться и работать данное предприятие.

Это было зафиксировано в документе, который проанализирован и подан на подпись организаторам перевозок, департаменту транспорта. Документ утвержден мэром и первым замом.

Год назад проект запущен. Но с проектом, к сожалению, не все ладно. Проблема заключается в исполнении сторонами взятых обязательств.

В проекте участвовали четыре стороны. Первая — РегионАвтоТранс, который взял на себя обязательство внести финансовые ресурсы в основной капитал предприятия в размере 100 млн. р., и это обязательство было выполнено. Предоставили предприятию гарантию на приобретение подвижного состава на сумму практически 1,5 млрд. р. Это благодаря нам стала возможной поставка техники в регион.

- Какие обязательства взяли на себя остальные стороны договора и насколько удалось их выполнить?

- АВТОВАЗ взял на себя обязательства заключить договор и проводить своевременное финансирование заказа на перевозку пассажиров. Все эти обязательства выполняются АВТОВАЗом в соответствии с буквой договора.

Третий участник проекта в одном лице — ТПАТП-1. Обязанность его была одна: внести уставный капитал в размере 100 млн. р, что было выполнено. Второе лицо — мэрия города, которая поручила организацию перевозок департаменту транспорта, должна была допустить транспортное предприятие к городским перевозкам, закрепленным ранее, и освободить маршруты от дублирования частными «газелями». Это бы позволило транспортную работу с 4,75 часов на единицу подвижного состава как минимум на 8 часов. К сожалению, данное обязательство не было выполнено. Только в январе этого года был заключен договор на перевозку пассажиров на двух маршрутах.

Управляющая компания предприняла ряд шагов для того, чтобы стабилизировать ситуацию на предприятии. Мы непосредственно предоставили транспортному предприятию ОАО «PAT-Тольятти» займ порядка 120 млн. р. для оплаты аванса по лизинговым платежам, в июле прошлого года предоставили более 60 автобусов для того, чтобы транспортное предприятие могло работать на маршрутах города и получать дополнительные доходы. Т. е. более 60 машин уже полгода стоят и не могут работать.

- В чем заключается причина простоя этих машин?

- Все это происходит по одной простой причине: нет маршрутной сети, поскольку департамент транспорта не дает возможности работать в городе. Сейчас нет возможности за счет дополнительной транспортной работы компенсировать те нагрузки, которые лежат на транспортном предприятии.

- Что сделано со стороны АВТОВАЗа?

- АВТОВАЗ пошел навстречу предприятию и сохранил финансирование данного проекта на уровне прошлого года.