Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (130) | 3 апреля 2006г.
 

Исчерпанный аргумент

АВТОВАЗТРАНС отстоял свое право на собственность

Константин Смельцов

На прошлой неделе президиум Высшего арбитражного суда РФ удовлетворил иск ОАО «АВТОВАЗТРАНС» к мэрии Тольятти, признав право собственности компании на ангар, находящийся в аренде у ООО «Партнер-Сервис». Решение этой инстанции окончательно доказывает бессмысленность упорства официального дилера Renault в Тольятти доказать право на строение. Теперь компании «Партнер-Сервис» во главе с генеральным директором Сергеем РАКОВЫМ все же придется освободить занимаемые площади. Шум, поднятый вокруг корпоративного спора, не дал ожидаемого результата.

Несостоятельные договоренности

История одного из самых громких тольяттинских конфликтов последних лет уходит своими корнями в 90-е годы. Именно тогда, в 1998 г., ОАО «АВТОВАЗТРАНС» (АВТ) впервые сдало в аренду часть нежилых помещений ангара (литера А) площадью 3704,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Тольятти, Южное шоссе, 8, обществу с ограниченной ответственностью «Партнер-Сервис». По договору №887 от 06.11.98 во временное владение и пользование ООО «Партнер-Сервис» был предоставлен комплекс производственных помещений общей площадью 1296 кв.м. В связи с тем что данный договор носил долгосрочный характер, он подлежал обязательной государственной регистрации в соответствии со ст. 651 ГК РФ. Другой договор №1673 от 17.12.03 гласил о передаче АВТОВАЗТРАНСом нежилого помещения Партнер-Сервису для размещения офиса общей площадью 46 кв.м, расположенного в том же ангаре. Причем договор носил краткосрочный характер.

В ходе срока аренды вышеуказанному ангару был присвоен статус постоянного строения. Право собственности АВТОВАЗТРАНСа на все здания и сооружения, расположенные на данном участке, было зарегистрировано в установленном законом порядке. Кроме того, 1 декабря 2003 г. арбитражный суд Самарской области признал право собственности АВТ на ангар.

5 июля 2004 г. компания «АВТОВАЗТРАНС» создала общество с ограниченной ответственностью «Гараж 500», а в качества вклада в уставный капитал передала все объекты недвижимости, находящиеся по адресу: г. Тольятти, Южное шоссе, 8. Являясь структурным подразделением АВТОВАЗТРАНСа, ООО «Гараж 500» 16 июля 2004 г. зарегистрировало на свое имя все вышеуказанные объекты и получило в регистрационной палате соответствующие свидетельства о праве собственности. В сентябре 2004 г. ООО «Гараж 500» продало ООО «Мастер» принадлежавшую ему асфальтобетонную площадку, на территории которой располагался ангар, о чем было получено свидетельство о праве собственности.

В связи со сменой собственника зданий и сооружений в Партнер-Сервис от имени АВТ и нового собственника фирмы «Гараж 500» неоднократно направлялись письма о расторжении договоров аренды, с просьбой освободить арендуемые помещения. Поводом для расторжения первого договора аренды комплекса производственных помещений общей площадью 1296 кв. м стало несоответствие договора статусу долгосрочного. Поскольку договор так и не прошел государственную регистрацию, в соответствии со ст. 168 ГК РФ он был признан недействительным. Другой договор об аренде помещения под офис площадью 46 кв. м предусматривал пункт его одностороннего расторжения при направлении соответствующих уведомлений арендодателю.

За пределами полномочий

В августе 2004 г. генеральный директор ООО «Гараж 500» Александр Кравчинский направил генеральному директору Партнер-Сервиса Сергею Ракову очередные письма с требованием освободить занимаемые помещения.

Конфликт вокруг ангара не обошелся без внимания правоохранителей
Конфликт вокруг ангара не обошелся без внимания правоохранителей

При этом Кравчинский предупредил, что в противном случае «Гараж 500» будет вынужден принять меры по защите прав собственности и обратиться с иском в арбитражный суд Самарской области об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Раков получил эти письма, но арендуемые помещения при этом не освобождались. Наоборот, ООО «Партнер-Сервис» стало рьяно отстаивать свою позицию, подав в арбитражный суд иски о понуждении к заключению договора купли-продажи ангара и о признании права собственности на спорный ангар. Мотивом для последнего иска стала информация Сергея Ракова о том, что его фирма инвестировала денежные средства в строительство всего ангара и, соответственно, является собственником этого здания. Однако существование инвестиционного договора доказано не было. Впоследствии по этим двум искам ООО «Партнер-Сервис» арбитражный суд г. Самары вынес решение в пользу АВТ.

Для освобождения незаконно занимаемых помещений ООО «Гараж 500» направило в арбитражный суд Самарской области встречное исковое заявление к ООО «Партнер-Сервис» об истребовании имущества из чужого незаконного владения. По этому заявлению 30.11.04 судом первой инстанции вынесено решение о выселении ООО «Партнер-Сервис» из спорного ангара.

Параллельно с судебными разбирательствами Партнер-Сервис принимал меры по созданию препятствий при использовании ООО «Гараж 500» принадлежащего ему нежилого здания. Вследствие чего «Гараж 500» не имел возможности осуществлять хозяйственную деятельность в нормальном режиме. Кроме того, ООО «Партнер-Сервис» в качестве одного из доказательств своей правоты ссылался на наличие предварительного договора купли-продажи недвижимого имущества №183 от 03.02.04, якобы заключенного с АВТ. Согласно этому документу арендодатель обязался в течение трех дней с момента государственной регистрации своего права собственности на ангар продать его Партнер-Сервису. Данный договор касался сделок, связанных с отчуждением имущества, поэтому требовал разрешения совета директоров АВТ и подписи уполномоченного лица. Несмотря на это, сделка состоялась без разрешения совета директоров и была скреплена подписью лица, вышедшего за пределы полномочий. Предварительный договор купли-продажи был подписан теперь бывшим первым заместителем генерального директора ОАО «АВТ» Александром Митрофановым и не имел протокола согласия совета директоров компании. В связи с выявлением этих фактов арбитражный суд в трех инстанциях признал предварительный договор о продаже ангара недействительным. Настаивая на своем, Раков извлек на свет так называемый договор о сотрудничестве №2001-03/01, который якобы был заключен с АВТ 1 марта 2001 г. Согласно условиям договора Партнер-Сервис брал на себя обязательства своими силами и за счет своих средств достроить ангар и организовать в его помещениях торгово-сервисный центр. Однако 16 ноября 2005 г. арбитражный суд Самарской области на судебном заседании вынес решение о признании договора о сотрудничестве незаключенным.

Основанием стало отсутствие подписи генерального директора АВТ (вместо Владимира Белякова договор скреплен неуполномоченным лицом), отсутствие расшифровки подписей и наличие печати структурного подразделения — Предприятия специального транспорта. Кроме того, ни на одно судебное заседание Партнер-Сервис не представил подлинник договора.

Последняя точка

На следующем этапе в спор включилась мэрия г. Тольятти. В январе 2005 г. горадминистрация направила в арбитражный суд заявление о пересмотре решения того же суда от 1 декабря 2003 г. о признании права собственности АВТ на спорный ангар по вновь открывшимся обстоятельствам. Вновь открывшимися обстоятельствами мэрия посчитала письмо, присланное Раковым в канцелярию мэрии. В нем говорилось, что строительство ангара якобы в свое время вел не АВТОВАЗТРАНС, а непосредственно Партнер-Сервис. Мэрия сочла, что суд, признав своим решением право собственности на ангар за АВТ, нарушил права Партнер-Сервиса. В марте 2005 г. арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления мэрии о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Раков направил апелляционную жалобу на это определение, и суд апелляционной инстанции в мае 2005 г. удовлетворил заявление мэрии и направил дело на новое рассмотрение. АВТОВАЗТРАНС изначально не был согласен с пересмотром дела по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку считал, что такой пересмотр не соответствует закону. В связи с этим АВТ направил письмо с изложением своей позиции в мэрию г. Тольятти и обжаловал этот судебный акт в кассационной инстанции. Мэрия на этот раз согласилась с доводами АВТОВАЗТРАНСа. Более того, заявила об отказе от своего заявления в арбитражном суде. Тем не менее кассационный суд не принял отказ мэрии во внимание и в августе 2005 г. оставил в силе постановление суда апелляционной инстанции.

В поисках справедливости АВТ направил заявление в надзорную инстанцию — Высший арбитражный суд РФ — с просьбой отменить постановления судов второй (апелляционной) и третьей (кассационной) инстанций. 22 марта 2006 г. президиум Высшего арбитражного суда РФ рассмотрел заявление АВТОВАЗТРАНСа и своим постановлением отказал мэрии г. Тольятти и ООО «Партнер-Сервис» как третьему лицу в пересмотре дела о признании права собственности на ангар по вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом, в споре между ОАО «АВТОВАЗТРАНС» и ООО «Партнер-Сервис» фактически поставлена точка, поскольку суд надзорной инстанции является последней судебной инстанцией при рассмотрении споров в арбитражных судах. В связи с этим право собственности АВТОВАЗТРАНСа на ангар остается неизменным. Все последующие действия компании по передаче своего имущества в уставный капитал дочернего общества являются абсолютно законными. Какие-либо другие организации не вправе впредь претендовать на ангар, так как закон этого просто не позволяет.

До момента рассмотрения заявления АВТ в Высшем арбитражном суде РФ, в арбитражных судах различных уровней параллельно рассматривалось больше десяти споров, инициированных ООО «Партнер-Сервис». Все эти дела были приостановлены до рассмотрения спора в Высшем арбитражном суде РФ. Причиной этому послужило то, что все исковые заявления основывались на оспаривании права собственности АВТОВАЗТРАНСа на спорный ангар. Теперь, когда президиум ВАС РФ вынес постановление в пользу АВТОВАЗТРАНСа, исход всех споров фактически предрешен. В удовлетворении всех требований ООО «Партнер-Сервис», скорее всего, будет отказано. Таким образом, в одном из самых громких городских конфликтов будет поставлена последняя точка.