Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (221) | 18 февраля 2008г.
 

Борис Алешин:

У нас есть четкое понимание, в каком направлении будет развиваться АВТОВАЗ

Георгий Кизельгур

В конце февраля ОАО «АВТОВАЗ» готовится объявить параметры сотрудничества с компанией Renault. Таким образом, флагман отечественного автомобилестроения наконец определился со стратегическим партнером. В преддверии этого объявления президент ООО «ГРУППА АВТОВАЗ» Борис АЛЕШИН ответил на вопросы корреспондента «Хронографа».

- Борис Сергеевич, что дает АВТОВАЗу сотрудничество с Renault?

- Альянс с Renault для АВТОВАЗа — это в первую очередь вопрос развития бизнеса, снижения затрат, создания новых моделей. Одним из ключевых условий при начале взаимодействия с французской стороной была передача технологий, важным аспектом сотрудничества являются инвестиции. Кроме того, альянс со стратегическим партнером позволит нам иначе позиционироваться на рынке, стать более привлекательными для инвесторов и рассчитывать в дальнейшем на успешное развитие.

- На каком этапе сейчас находятся переговоры с Renault?

- Сейчас идет процесс «due diligence» (оценка соответствия). Нам предоставлена практически вся информация по тому продуктовому ряду и технологиям, которыми располагает компания Renault. Аналогичную информацию предоставили партнеру и мы. К настоящему моменту создан стратегический комитет из представителей двух компаний — АВТОВАЗа и Renault. Комитет рассматривает все вопросы и проблемы, которые возникают в ходе переговорного процесса. Сегодня мы начинаем формировать взгляды на то, какими будут совместные продукты. Должен отметить, что обе стороны удовлетворены развитием переговоров и в ближайшее время мы имеем хорошие шансы завершить сделку.

- После подписания соглашения с Renault ожидается приход команды французских менеджеров на АВТОВАЗ. Как они могут повлиять на развитие завода и на что в первую очередь будут направлены их действия?

- Да, мы ведем переговоры о том, что в нашей компании на постоянной основе будут работать представители Renault. Речь идет о второй позиции в компании, а также о менеджерах в ряде подразделений.

- Насколько силен будет контроль со стороны Renault после заключения сделки?

- Хочу сделать акцент на том, что Renault позиционирует себя именно как партнера, а не как акционера, осуществляющего контроль. Что касается появления менеджеров Renault на АВТОВАЗе, все будет решаться исключительно исходя из соображений целесообразности, я лично планирую контролировать этот процесс. Еще раз подчеркну, что у нас очень хороший контакт с руководством компании Renault и мы находим с их стороны понимание и поддержку.

- В связи с приходом стратегического партнера как будут развиваться планы по реструктуризации АВТОВАЗа? Предполагается ли оптимизация численности?

- АВТОВАЗ всегда исповедовал так называемое «анклавное» развитие, у нас много вспомогательных производств, помимо сборочной площадки, что нехарактерно для мировых автопроизводителей. У нас собственная металлургия, уникальное станкостроение, мы производим инструмент, оснастку — и все это сконцентрировано на одной площадке. Со стороны представителей Renault я могу отметить большое уважение ко всему тому, что было сделано раньше. Но конкуренция и освоение новых технологий диктуют свои правила, необходимо менять подходы. Поэтому реструктуризация АВТОВАЗа, несомненно, будет продолжена, но этот процесс должен быть мягким, поскольку у нас огромная ответственность перед работниками компании и перед всем городом. Сейчас ведется детальный анализ каждого из производств. Что касается оптимизации численности, этот вопрос не приоритетный. У нас есть четкое понимание, в каком направлении будет развиваться АВТОВАЗ.

- С приходом ФГУП -«Рособоронэкспорт» на АВТОВАЗ два года назад много говорилось о государственной поддержке. Как сегодня развивается ситуация в этом направлении?

- Движение к диалогу с государством необходимо. За весь постсоветский период, за те 18 лет, государство практически ничего не сделало для АВТОВАЗа. Та реструктуризация по налогам, которая была на системной регулярной основе, -это единственное, чем мы пользовались. Согласитесь: мы оказались в труднейшей ситуации, в анклавной, где город и завод неразделимы, где огромное количество городских проблем лежит на АВТОВАЗе. И государство оказалось в стороне. Мы, как и прежде, будем рассчитывать на поддержку государства, но, безусловно, основная задача — это привлекать инвестиции как со стороны стратегического партнера, в качестве которого сейчас выступает Renault, так и со стороны других рыночных инвесторов. Мы говорим сегодня о создании в Тольятти технопарка с участием и региональных, и федеральных властей. Но я считаю, что нужно было бы поговорить и о том, чтобы присвоить Тольятти статус особой экономической зоны, которой он фактически и является.

- Не секрет, что на заводе многие недовольны низкой оплатой труда. Это показали, в частности, забастовки прошлого года. Руководство что-нибудь предпринимает в этом направлении? Планируется ли повышать работникам АВТОВАЗа зарплату?

- Этот вопрос постоянно находится в фокусе нашего внимания. Но стоит отметить, что если сравнивать зарплату на АВТОВАЗе с зарплатой на других предприятиях машиностроения, то наши цифры не столь уж плохи. Тем не менее, очевидно, оплату необходимо повышать. В течение 2008 г. заработная плата в ОАО «АВТОВАЗ» увеличится на 19,9%, из них 12,5% составит повышение тарифных ставок, а оставшаяся часть будет связана с вознаграждениями за выполнение производственно-хозяйственных показателей. Кроме того, не нужно забывать о доле социальных выплат, которая составляет 2700 р. на одного работника ежемесячно.

- В январе вы подняли цены на свои автомобили. Не боитесь повторения прошлогодней истории с «затоваркой»?

- История с «затоваркой» стала для нас хорошим уроком. Главное, что извлекли из него, — мы научились хорошо продавать. Мы в корне изменили подход к рекламе. У нас есть продуманная программа, много идей, принципиально изменилось отношение к покупателям. Некоторое время назад мы вообще не рекламировали свои автомобили. Ведь считалось, что наши автомобили лучше, чем у любых конкурентов, и клиенты нас еще должны благодарить за покупку. Сейчас все по-другому. Вы знаете, прошлый год мы закончили с очень хорошими показателями по продажам. Кроме того, уже есть данные по продажам в России в январе текущего года. Они выросли на 14,5% по сравнению с январем прошлого года.

- Вы намерены укреплять марку LADA за рубежом, в частности в европейских странах?

- Начну с того, что бренд LADА хорошо узнаваем в Западной Европе, что подтверждают многочисленные исследования. Однако большинство людей связывают его прежде всего с внедорожниками LADА 4x4 («Нива»). Мы считаем, что наш бренд еще слабо представлен на европейских рынках, и будем делать все, чтобы укрепить свое присутствие в Европе и увеличить экспорт. Для нас это в том числе и вопрос престижа.

- Мировые компании в своей маркетинговой стратегии нередко используют такие элементы, как, например, участие заводских марок в чемпионате мира по ралли. Есть ли планы у АВТОВАЗа в этом направлении в связи с партнерством с компанией Renault?

- Мы будем выстраивать определенную идеологию в плане участия в значимых для мировой общественности спортивных событиях. На сегодня в ОАО «АВТОВАЗ» создана сильная организационная база по

автоспорту, определены четкие задачи и функции. Автоспортивные мероприятия будут играть немалую роль в укреплении бренда LADA.

- Есть информация, что компания ОАО «ИжАвто» выступила с предложением о продаже АВТОВАЗу своих активов. Насколько вам интересно это предложение?

- Мы внимательно смотрим на те автомобильные производства, которые сегодня существуют в России. АВТОВАЗу нужна географическая диверсификация. Могу сказать, что мы детально рассматриваем предложение со стороны акционеров и владельцев ИжАвто, но это не значит, что вопрос о сделке окончательно решен.

- Определена ли стратегия развития АВТОВАЗа на ближайшие пять лет и будет ли она объявлена публично?

- Стратегический комитет, в состав которого входят представители АВТОВАЗа и Renault, определяет сейчас все основные параметры, которые лягут в основу совместного бизнес-плана на 2009-2012 гг. Безусловно, основные направления будут объявлены публично, все наши взаимоотношения с поставщиками и дилерами будут выстроены на основе этого бизнес-плана, он позволит нам заключать долгосрочные контракты с партнерами.

- Действительно ли АВТОВАЗ намерен привлечь средства на фондовом рынке? В каких объемах состоится IPO (первичное публичное размещение акций)? Будет ли размещение происходить в России или на зарубежных площадках?

- Что касается IPO, то точные ответы по всем параметрам давать преждевременно, сначала необходимо завершить сделку с альянсом Renault-Nissan. А что касается привлечения средств на фондовом рынке, то должен сказать, что 7 декабря 2007 г. на совете директоров компании было принято решение разместить на фондовом рынке биржевые облигации десяти серий. В каждой из серий будет выпущено по 1 млн. ценных бумаг номиналом 1 тыс. р. Таким образом, общий объем выпуска составит 10 млрд. р.

- Что, на ваш взгляд, принципиально изменилось со времени прихода на АВТОВАЗ нового менеджмента?

- Нами взят курс на собирательный процесс АВТОВАЗа. Все, что раньше раздавалось, собирается, выкупается. Всякие посредничества ликвидируются. Мы не делаем бизнеса в городе, не торгуем землей, не собираем дань с местного бизнеса. Наш заработок — это успехи компании. Такова наша идеология. На заводе сейчас царит хорошая творческая атмосфера, есть много идей, много новых технических предложений. И мне кажется, это самое главное.