Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (220) | 11 февраля 2008г.
 

Стратегия перемен

В Тольятти прошло заседание ГСС

Егор Кошеров

7 февраля в Тольятти произошло очередное заседание Городского стратегического совета. На заседании была высказана критика в адрес мэрии г. Тольятти за неэффективную работу в период погодной ЧС, а также прозвучали предложения по ремонту и реконструкции улично-дорожной сети. Ни у кого не осталось сомнения, что заниматься решением озвученных проблем и развивать перспективные направления придется уже новому градоначальнику и его команде. В свою очередь представители правительства области пообещали всяческое содействие в вопросах софинансирования основных инвестиционных проектов на территории г. Тольятти. Однако губернатор Владимир АРТЯКОВ подчеркнул, что говорить о полноценном партнерстве можно будет, только если город будет «самостоятельно зарабатывать деньги», а его управленческая команда — рационально эти средства использовать.

Привлечь инвестиции

От всех предыдущих этот стратегический совет отличался весьма существенно: в его заседании приняли участие губернатор Самарской обл. Владимир Артяков, члены кабинета министров Самарской обл., депутаты, а также представители крупных промышленных предприятий г. Тольятти. Пожалуй, это был первый случай, когда внутреннее мероприятие города стало настолько масштабным. Закономерно, что один из крупнейших в Самарской обл. городов начинает играть все более заметную роль на территории региона. Ранее город практически не участвовал в инвестиционных проектах, как федеральных, так и региональных. То, что на заседании ГСС присутствовали представители крупнейших в Тольятти промышленных предприятий, говорит о том, что статус города во многом повышается за счет динамичного развития промузла в г. Тольятти. Очевидно, будущему мэру придется в первую очередь находить точки соприкосновения именно с руководством основных стратегических партнеров города. Учитывая, что благополучие города во многом зависит от стабильного развития основных промышленных предприятий города, таких как АВТОВАЗ и КуйбышевАзот, появление на посту мэра человека, пользующегося поддержкой областного и федерального центров, представляется одним из наиболее логичных и оптимальных сценариев развития Автограда. Поэтому в плане привлечения в город основных государственных инвестиций на решение основных проблем оптимальной оказывается кандидатура Анатолия Пушкова, поддержанная АВТОВАЗом. Тем более что ГСС так или иначе одобрил реализацию проектов строительства и реконструкции объектов улично-дорожной сети (УДС) на 40 млрд. р.

Подобной суммы, необходимой для разрешения основных проблем УДС Тольятти, нет ни в бюджете города, ни в бюджете области. Соответственно, для того чтобы проекты не остались только проектами, необходимо будет заручиться поддержкой федерального центра, войти в федеральные программы. Безусловно, подобная возможность у региона была и ранее, но следует учитывать специфику подобных программ, поскольку средства осваиваются непосредственно в муниципалитетах. Соответственно, сейчас существует возможность создать прозрачную и хорошо управляемую цепочку «федерация — регион — муниципалитет», по которой федеральные средства смогут поступать не только в регион, но и в г. Тольятти. В этом случае не-трудно предположить, что для выстраивания подобной схемы на пост мэра лучше всего подходит кандидатура Анатолия Пушкова — абсолютной креатуры ОАО «АВТОВАЗ» (ФГУП «Рособоронэкспорт»). В этом случае можно будет говорить об окончательном формировании вертикали власти.

Планов громадье

Современные темпы развития УДС не соответствуют тем темпам промышленного развития, которые сейчас существуют в Тольятти. Общая площадь улично-дорожной сети составляет 11,3 млн. кв. м.

Как отметил и. о. первого вице-мэра Владимир Иванов, с 2001 г. улично-дорожная сеть не увеличилась ни на один процент. А автомобилизация увеличилась за этот же период на 37%. За 2007 г. в Тольятти зарегистрировано 239 тыс. автовладельцев. Общая численность проживающих 718 тыс. чел. При этом в Тольятти только 24% дорог работают в оптимальном режиме. 85% улиц Автозаводского р-на, 74% дорог Центрального р-на и 60% улиц Комсомольского р-на работают в режиме постоянной перегрузки. Причем в зимний период из-за зауженности дорожного полотна нагрузка на УДС только возрастает.

Владимир Иванов отметил: «При сохраняющемся финансировании капитальный ремонт уходит у нас в очень далекую перспективу, порядка 65 лет. Если говорить об объемах, то к сегодня отремонтированным дорогам мы сможем вернуться через 65 лет». По нормативу содержание дорог должно обходиться городской казне в 839 млн. р. По факту на содержание выделено 109 млн. р., в т. ч. в зимнее время — 65 млн. р., т.е. в 8 раз меньше. Нормативы капитального ремонта УДС составляют 11,3% от общей площади дорожной сети, или 1,3 млн. кв. м. По факту муниципалитет может ремонтировать только 708 тыс. кв. м. При этом в 2006-2007 гг. было отремонтировано всего лишь 231 тыс. кв. м, т. е. в 9 раз ниже, нежели это позволяет норматив. На совещании было отмечено, что проблемы с УДС ставят под угрозу стабильность работы северного промузла. Однако отвечать за реконструкцию основных магистралей, влияющих на его работу, должен человек, знакомый со спецификой крупных производственных предприятий и обладающий высоким уровнем доверия со стороны более высоких уровней власти.

Ответственный муниципалитет

На совещании отметили, что с учетом перспектив жилищного строительства необходимо заняться строительством транспортного узла на пересечении Южного, Автозаводского, Хрящевского шоссе. Кроме того, в планах муниципалитета строительство дороги по ул. Новопромышленной, которая обязана обеспечить работоспособность северного промузла.

Министр строительства и ЖКХ Павел Донской подвел своеобразный итог деятельности муниципалитетов в период чрезвычайных погодных условий: «Я могу сказать, что власти Самары сработали на единицу, власти Тольятти — на два с плюсом». На уборке снега было задействовано 190 единиц при нормативном требовании 600 единиц. Подобное произошло потому, что сейчас существует лишь несколько организаций, техническое обеспечение которых оставляет желать лучшего. Как утверждает министр транспорта Матвеев, сейчас разработан план мероприятий, для того чтобы в будущем скоординировать свои действия в случае возникновения ЧС, а также разработаны меры по увеличению парка техники. Губернатор Владимир Артяков резюмировал: «Очевидно, что в Тольятти есть проблемы и со снегоуборочной техникой, и проблемы организационного характера. Но такой чрезвычайной ситуации, которая была в 20-х числах января, можно было избежать. Градоначальник мог обратиться к промышленным предприятиям, мобилизовать технику и убрать территорию от снега. Тогда бы мы сегодня не испытывали тех последствий, которые видим сегодня. Я считаю, что это недоработка и прозвучавшая сегодня на заседании критика вполне справедлива. Поверьте, что это не только моя критика, а критика тех людей, которые живут в нашем городе».

Впрочем, проекты, одобренные Городским стратегическим советом, по словам Владимира Артякова, возможны лишь в том случае, если город сам научится зарабатывать деньги и эффективно их расходовать. Более того, губернатор призвал собравшихся относиться к ГСС лишь как к коллегиальному органу, который может формировать эффективные предложения городским властям. Вся полнота полномочий, а также ответственность за происходящее в городе должны будут оставаться исключительно на муниципалитете. И развитие города, а также промпредприятий, которые составляют его основную экономическую базу, сейчас во многом находится в руках тольяттинцев.

Оплачено из избирательного фонда кандидата на должность главы городского округа Тольятти Анатолия Пушкова