Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (218) | 28 января 2008г.
 

Николай Уткин имеет шанс

Снова стать мэром через 12 лет

Игорь Караулов

31 января в суде Самарской обл. должен быть вынесен приговор мэру Тольятти Николаю УТКИНУ (на фото), руководителю Управления земельных ресурсов Наталье НЕМЫХ и ее мужу Александру СИДОРОВУ. На последнем заседании все трое подсудимых скажут свое последнее слово, а затем судья огласит решение по делу.

Предыдущее заседание по делу мэра Тольятти состоялось в суде 22 января. Судебное следствие на тот момент было уже завершено, а днем раньше стороны защиты и обвинения приступили к прениям. Первым на суде выступила гособвинитель со стороны прокуратуры Самарской обл. Ульяна Кудинова. Сторона обвинения попросила для подсудимых почти максимальные сроки.

Так, для Николая Уткина по двум статьям УК РФ — «Злоупотребление должностными полномочиями» и «Вымогательство взятки» -обвинение запросило 9 лет лишения свободы и 3 года «поражения в правах». Т. е. в течение трех лет после отбытия срока наказания мэр не сможет занимать руководящие и управленческие должности. Такой срок получился путем частичного сложения статей, тогда как по максимуму он составляет 12 лет. Кроме того, к наказанию в виде лишения свободы попросили присовокупить и штраф в размере 300 тыс. р. Для Натальи Немых обвинение попросило применить практически аналогичное наказание, если не считать, что ее срок наказания на 3 месяца больше, чем у Николая Уткина. Для гражданского мужа Немых Александра Сидорова обвинение попросило только по одной статье УК — «За соучастие в вымогательстве взятки» — назначить наказание в виде 8 лет 6 мес. лишения свободы.

И Немых, и Сидоров также должны выплатить по 300 тыс. р. Процесс длится с осени прошлого года, напомним, что обвинение всем троим было предъявлено на основании показаний директора ООО «СтройФинанс» Игоря Бузюкова, изобличившего Николая Уткина и Наталью Немых в вымогательстве 150 млн. р. за земельный участок в Автозаводском р-не Тольятти. По показаниям Бузюкова, получившего эту землю в аренду, с него потребовали деньги, пригрозив в противном случае признать сделку недействительной. Николай Уткин, Наталья Немых и Александр Сидоров ранее имели возможность высказаться в свою защиту.

Так, Наталья Немых в суде объяснила, что никакой взятки не было и не могло быть. По словам руководителя Управления земельных ресурсов мэрии Тольятти, речь шла якобы исключительно о торгах и подготовке к ним СтройФинанса. А сумма, о которой заявляет сторона обвинения, является финансовой составляющей процедуры проведения торгов.

Линия защиты в данном случае такова, что показания Натальи Немых в суде подтвердили чиновники, депутаты городской думы и известные тольяттинские предприниматели, один из которых, Геннадий Маршенин, открыто заявил на процессе, что именно ему предназначались деньги на торги, которые прокуратура и УФСБ по Самарской обл. пытаются представить как взятку для мэра Тольятти. Адвокат Николая Уткина Андрей Сучков и вовсе заявил прессе следующее: «Нет смысла комментировать заявленные сроки. Любой срок мы считаем незаконным и просим только об оправдании».

Впрочем, обвинение факт вымогательства считает доказанным, несмотря на то что обвиняемые и сторона защиты все отрицают. Ранее Ульяна Кудинова в интервью «Хронографу» (см. «Хронограф № 49-50 (214-215) от 24.12.07) заявляла следующее: «Моя точка зрения, что все свидетели дают показания, которые свидетельствуют о доказанности существа обвинения, предъявленного Уткину, Немых и Сидорову». Кроме факта вымогательства позднее прокуратура смогла предъявить Николаю Уткину и Наталье Немых обвинение по ст. 285 УК «Злоупотребление должностными полномочиями». Как сообщила «Хронографу» государственный обвинитель Ульяна Кудинова, 31 января, в четверг, обвиняемые произнесут свое последнее слово. Независимые юристы говорят, что от того, что скажет на последнем заседании Николай Уткин, будет зависеть и приговор. Не исключено, что если мэр будет настаивать на своей невиновности, то и срок ему могут дать весьма близкий к тому, который запросило обвинение. Ульяна Кудинова заявила, что приговор, скорее всего, будет вынесен в тот же день, на который назначено оглашение обвиняемыми своего последнего слова.