Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (216) | 14 января 2008г.
 

СОК по-абхазски

Самарская ФПГ намерена начать работу в Абхазии

Илья Ковальчук

Группа «СОК» планирует инвестировать крупные средства в экономику Абхазии, в частности, в реализацию ряда крупных проектов в сфере коммерческой недвижимости. Особый интерес одной из крупнейших самарских ФПГ вызывает район г. Сухума и территории между абхазской столицей и границей с Грузией. Планы группы, скорее всего, обусловлены не только потенциально высокой рентабельностью инвестиций в Абхазию, но и возможной потерей СОКа своего и влияния и даже части своего бизнеса в Самарской обл.

Интересоваться инвестициями в непризнанной Республике Абхазии Группа «СОК» начала еще в 2006 г., через несколько месяцев после прихода к управлению ОАО «АВТОВАЗ» выходцев из ФГУП «Рособоронэкспорт» и последовавшей за этим утратой влияния Группы на автозаводе. Именно тогда и состоялся первый визит представителей одной из крупнейших самарских финансово-промышленных группировок в непризнанную республику. Внимание СОКа привлекла возможность строительства цементных заводов в Ткуарчальском р-не Абхазии, однако в дальнейшем этим проектом заинтересовался подконтрольный Олегу Дерипаске холдинг «Базовый элемент» и СОК от своих планов отказался.

Однако, по неофициальной информации, представители Группы «СОК» в течение 2007 г. неоднократно приезжали в Абхазию. Впрочем, возникшие бизнес-интересы самарская ФПГ старалась не афишировать. Можно предположить, что, оценивая объекты на территории непризнанной республики, представители Группы действовали от имени какой-либо из малоизвестных компаний.

Как сообщили сразу несколько источников, в конце 2007 г. интерес СОКа к инвестициям в Абхазию усилился. Это связано с постепенной утратой влияния Группы на политику, а затем и на экономику Самарской обл. (см. «Хронограф» №38 (203) от 22.10.07). Отчасти ослабление СОКа стало результатом вытеснения Группы с АВТОВАЗа в 2006 г. Кроме того, поддержка на выборах мэра Самары кандидата от «Справедливой России» Виктора Тархова вместо единоросса Георгия Лиманского и назначение на пост губернатора Самарской обл. бывшего президента ООО Группа «АВТОВАЗ» Владимира Артякова также не прошли для СОКа бесследно.

В настоящее время, по словам источников «Хронографа», интерес СОКа вызывает ряд девелоперских проектов в районе г. Сухума и в зоне за Сухумом — Гулрипшском, Очамчирском и Галском районах Абхазии.

Сейчас на этих территориях находится несколько десятков бывших гостиниц и санаториев, которые правительство непризнанной Республики Абхазии готово передать сторонним инвесторам из-за недостатка средств для их реконструкции или восстановления (именно эти территории более всего пострадали во время грузино-абхазской войны 1992-1993 гг.). При этом председатель Государственного комитета по управлению госимуществом и приватизации Республики Абхазии Константин Кация заметил, что с точки зрения развития туризма эти территории не уступают Гагре и Пицунде, но «цены там сейчас несколько ниже по сравнению с Гагрой». Поскольку абхазские власти крайне заинтересованы в привлечении инвесторов именно на эти территории, представители СОКа теоретически могут рассчитывать на поддержку с их стороны.

Сейчас Группа заинтересована в приобретении ряда объектов коммерческой недвижимости в этих районах. Учитывая, что, по данным президента торгово-промышленной палаты Республики Абхазии Геннадия Гагулия, в 2007 г. в Абхазии побывал почти миллион туристов, можно предположить, что в планы СОКа входит создание мощного санаторно-курортного комплекса на этих территориях. Также, по словам одного из источников, Группа намерена развернуть в Абхазии производство строительных материалов, как для обеспечения собственных нужд, так и для поставок в Россию, поскольку спрос на них будет расти в связи с широкомасштабным строительством олимпийских объектов в Сочи. Интерес со стороны представителей СОКа также вызывает сухумский завод газовой аппаратуры. Однако предполагается ли здесь организация какого-либо производства или на его территории будет реализован девелоперский проект по «самарскому сценарию», пока неизвестно. Один из источников утверждает, что в планы СОКа входит строительство крупного торгового центра в Сухуме, а также аренда участков в районе недействующего в настоящее время сухумского аэропорта. Объем инвестиций в эти проекты пока неизвестен.

Один из самарских банкиров заметил, что интерес СОКа к Абхазии может быть связан еще и с действующим в непризнанной республике льготным законодательством об иностранных инвесторах. В настоящее время при сумме инвестиций свыше $100 тыс. устанавливается полное освобождение от уплаты налога на прибыль и налога на имущество в течение первых трех лет после получения объявленной прибыли. Причем с точки зрения закона вполне возможно создание на территории Абхазии управляющей компании или фонда по типу западных оффшоров, на которые будут зарегистрированы предприятия Группы «СОК» в России.

В управлении по связям с общественностью Группы «СОК» заявили, что информацией о планах Группы в отношении Абхазии не располагают.

По информации Министерства экономики Абхазии, официальных контактов с Группой «СОК» не было. При этом источник, близкий к министерству, заметил, что интерес со стороны самарских компаний есть, так что не исключено, что одна из них представляет интересы СОКа. Константин Кация сообщил, что инвесторы из Самары действительно проявляли интерес к реализации ряда проектов на территории Республики Абхазии. Однако, по словам Кация, никто из приезжавших в Сухум самарцев свою принадлежность к Группе «СОК» не обозначил. Назвать компании, о которых идет речь, Кация отказался, сославшись на коммерческую тайну. Геннадий Гагулия заявил, что с ним представители Группы «СОК» для обсуждения вопросов об инвестициях в экономику Абхазии не встречались.

Справка:

Бизнес СОКа начинался в 1994 г. с продажи вазовских автомобилей. В 1998 г. СОК запустил собственное автопроизводство на сызранском заводе «РосЛада». В дальнейшем под контроль Группы перешло более 40 предприятий, в том числе сызранское ОАО «Пластик», Ижмаш-Авто, димитровградский и скопинский автоагрегатные заводы, ЗАО «Самарские автомобили», ОАО «Волгомост» и так далее. После смены руководства на ОАО «АВТОВАЗ» выходцы из ФГУП «Рособоронэкспорт» начали выдавливать СОК с предприятия. С ВАЗа были уволены все топ-менеджеры — ставленники группы, СОК лишили статуса официального дистрибутора вазовских запчастей для розничного рынка и вынудили отказаться от эксклюзивного контракта на поставки запчастей.