Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №49 (214) | 24 декабря 2007г.
 

Павел Селянко:

АКОМ выполняет свои обещания

Борис Кротов

Минувший год стал временем настоящей закалки для российских заводов, специализирующихся на выпуске аккумуляторных батарей. Устоять в условиях обострившейся конъюнктуры суждено было далеко не всем производителям. В числе прошедших испытание — жигулевский завод «АКОМ», сумевший еще и увеличить свое присутствие на рынке. Об итогах работы АКОМа в 2007г. и концепции дальнейшего развития одного из самых высокотехнологичных и успешных предприятий региона «Хронографу» рассказал директор по стратегическому и корпоративному управлению АКОМа Павел СЕЛЯНКО.

- Павел Владиславович, как вы оцениваете работу АКОМа в уходящем году?

- В нашей компании принято сдерживать обещания и оправдывать ожидания клиентов. 2007г. сложился для АКОМа наиболее удачным образом, несмотря на то что весь год основной компонент производства батарей — свинец активно дорожал и в итоге вырос в стоимости почти в 3 раза.

В этом году компанию возглавил новый генеральный директор Данил Подгорных, и под его руководством компания не только сохранила свои позиции, но и улучшила их. Нам удалось перестроиться, найти нужные пути дистрибуции продукта и в условиях крайне неблагоприятной конъюнктуры цен на сырье увеличить объемы продаж. Как и в прошлые несколько лет, мы увеличили их на вторичном рынке. При этом многие заводы останавливали производство из-за недостатка оборотных средств.

- Как известно, один из основных потребителей продукции АКОМа — АВТОВАЗ. Сейчас не ясна концепция сотрудничества автогиганта и Renault, однако уже было заявлено о планах по увеличению производства. Есть ли в этом контексте планы у АКОМа по увеличению поставок?

- Примерно 60% нашей продукции реализовано на вторичном рынке, 40% на первичном. Мы осознанно пошли на определенное сокращение поставок на заводы и сегодня обеспечиваем порядка 40% потребности АВТОВАЗа.

Пока рано говорить о том, во что выльется сотрудничество АВТОВАЗа и Renault, но отмечу, что президент Renault Карлос Гон уже заявил, что французский концерн намерен использовать значительный потенциал поставщиков АВТОВАЗа. АКОМ, безусловно, относится к элите вазовских поставщиков...

- Как развиваются отношения АКОМа с иностранными автоконцернами, расширяющими свое присутствие на российском рынке и входящими на него?

- Мы имеем сертификаты качества, запрашиваемые всеми ведущими мировыми автоконцернами. АКОМ — это пример для всех производителей автокомпонентов, которые сейчас хотели бы войти в число поставщиков иностранных компаний, открывающих или уже открывших сборку на территории России.

Их требованиям мы полностью соответствуем. В частности, АКОМ ведет поставки на GM-AVTOVAZ и покрывает 100% его потребностей. В стадии переговоров сотрудничество с GM-Санкт-Петербург, и уверен, что переговоры закончатся положительно. Кроме того, предприятие работает с заводом ИжМаш, где собирается KIA. В этом году мы получили подтверждение и от Volkswagen о том, что номинированы в качестве поставщика их калужского завода. Сейчас ведется подготовка к техническому аудиту специалистами Volkswagen, которая позволит нам начать поставки. И это далеко не полный список потенциальных клиентов. Продукция АКОМа востребована, и речь идет уже о том, чтобы увеличить выпуск нашей продукции, ведь только иностранные предприятия будут производить к 2010г. около 1 млн. автомобилей. Наши планы по объему производства в следующем году — 1,2 млн. аккумуляторов... А есть еще и вторичный рынок. Так что уже сейчас мы можем выбирать клиентов.

- Поставщиками комплектующих сейчас активно обсуждаются проекты создания в России, и в Тольятти в частности, технопарков, ориентированных на автопроизводство? Каковы планы АКОМа по возможному присутствию в этих технопарках?

- Технопарки нам, безусловно, интересны. Это возможность быть ближе к потребителям. Технопарк, который организуется в Тольятти, означает, что АКОМ может обеспечивать поставки по системе «точно в срок» непосредственно на конвейеры АВТОВАЗа и GM-AVTOVAZ. Есть серьезные планы и по вхождению в технопарк, формирующийся в Санкт-Петербурге. В начале декабря мы участвовали в международной конференции «Auto-Russia -2007», в которой приняли участие представители Санкт-петербургской ассоциации производителей автокомпонентов. Санкт-Петербург все больше становится российским Детройтом. Туда пришли или планируют прийти Ford, Toyota, Suzuki, Nissan, Hyundai — и все эти производители заинтересованы в развитой логистике поставок. Используя возможности питерской площадки, мы можем, к примеру, организовать промежуточный склад и логистический центр, что позволит не только обеспечить поставки на автосборочные предприятия, но и расширить свое присутствие на вторичном рынке северо-западного региона. Кстати, похожая ситуация и в Калуге.

- В какой стадии сейчас взаимоотношения АКОМа с компанией Varta?

- Varta является нашим миноритарным акционером, владеющим 7,4%. В настоящее время идут переговоры о значительном увеличении их участия в АКОМе. Varta с большим интересом относится к нашему предприятию, и сейчас они намерены расширить свое производство в России вслед за приходом сюда иностранных автоконцернов. Руководители Varta неоднократно заявляли, что АКОМ — самый надежный и передовой партнер в России. Отмечу, что мы успешно осваиваем технологии Varta и опыт немецких партнеров используется при разработке и производстве продукции.

- В этой связи интересно, что нового предложил в этом году АКОМ российским потребителям?

- Не так давно мы приступили к выпуску батареи «АКОМ-Reactor» и сейчас ожидаем отзывов потребителей и подтверждений результатов, которые новинка показала на предварительных испытаниях в наших лабораториях. Это наша собственная разработка, хотя, естественно, использовался и тот опыт, который мы получили в сотрудничестве с Varta. Батарея имеет повышенный стартовый ток, что облегчает ее эксплуатацию при низких температурах, а также позволяет использовать в автомобиле много дополнительного электрооборудования. Российские автолюбители все чаще обращают на это внимание. То есть уверен, что мы предложили российскому рынку именно то, что он ищет. Надежная батарея с высокими эксплуатационными характеристиками.

- Каковы в целом перспективы развития компании в 2008г. ?

- Я уже говорил о расширении сотрудничества с иностранными автосборщиками. Кроме того, в следующем году, используя определенный резерв, мы планируем увеличить выпуск с 1 млн. до 1,2 млн. аккумуляторов и сохранить рентабельность производства, показанную в 3 и 4 кварталах 2007г. Дальнейшее расширение производства требует вливаний, поэтому планируется привлечение инвестиций. Эти средства могут быть сформированы как из заимствований, так и собственного капитала. Уверен, что все планы будут реализованы.