Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №49 (214) | 24 декабря 2007г.
 

АИСТ затормозят

Московские инвесторы заинтересовались самарским IT-рынком

Сергей Коптев

На прошлой неделе стало известно о новых причинах, осложнивших экспансию тольяттинской компании ЗАО «АИСТ» на самарский рынок интернет-услуг. Эксперты считают, что это связано со стремлением московской АФК «Система» укрепить свои позиции в регионах. Причем в свое время АИСТ сам получал от структур АФК «Система» в лице ЗАО «Комстар-ОСТ» предложение о слиянии бизнеса. На этот раз АИСТу не позволили вырасти за счет заключения сделки с самарским интернет-провайдером ООО ИАЦ «Самара-Интернет».

В последнее время интерес к самарскому рынку интернет-услуг стали проявлять столичные операторы, и доля Самара-Интернет на нем составила всего 10-15%. Собственники компании ощутили потребность в инвесторах. АИСТ, который давно ищет механизмы продвижения своего бизнеса в Самаре, хотел это сделать путем покупки Самары-Интернет.

Стоит напомнить, что компания АИСТ уже испытала на себе попытку недружественного поглощения со стороны дочерней структуры АФК «Система» — ЗАО «Комстар-ОСТ». Первые попытки подойти к АИСТу Комстар предпринял еще в 2003г. (см. «Хронограф» №28 (193) от 23.07.07).

Несостоявшуюся сделку между АИСТом и Самарой-Интернет объясняли тремя основными причинами. Первая — провайдеры не сошлись в цене. Вторая — АИСТ, проводивший аудит Самары-Интернет, остался недовольным устаревшим оборудованием. Третья — главным условием сделки генерального директора Самара-Интернет Андрея Санникова было сохранение за ним руководства компанией, и это не устроило владельцев АИСТа.

Член совета директоров компании АИСТ Владимир Ягутян (на фото) подтвердил первые две версии: «Мы рассматривали Самару-Интернет как покупатели, но эта компания нас не устроила, поэтому пришлось отказаться, о чем не жалеем. Прежде всего не сошлись в цене». Ягутян также заявил, что АИСТ собирается выходить на самарский рынок с новым современным оборудованием, а тратить время на ремонт устаревшей техники компания не собирается.

Директор аутосоринговой компании IT Spec Андрей Дунин в беседе с журналистом «Хронографа» поведал об амбициях Андрея Санникова: «Переговоры между компаниями могли вестись не только с целью продажи. Андрей Санников очень амбициозный человек, и он вряд ли будет продавать свою компанию. Возможно, он ищет инвестора для того, чтобы в его компании появился более широкий спектр услуг. И если какой-то инвестор появится, то вряд ли он будет из региона. Скорее всего, из Москвы».

По информации источника «Хронографа», причиной несостоявшейся сделки самарского и тольяттинского провайдеров могло стать вмешательство одного из столичных операторов. Судя по всему, пока АИСТ решал, купить самарского провайдера или нет, на рынке появился новый московский игрок, предложивший большие инвестиции Самаре-Интернет. Андрея Санникова предложение устроило, а тольяттинский АИСТ остался не удел. Однако Владимир Ягутян заявил, что об этом столичном игроке он ничего не знает, отметив, что на самарский рынок интернет-услуг нередко приходят крупные московские компании, развивающие технологию широкополосного доступа в Интернет и поглощающие региональные компании.

Один из представителей московского рынка телекоммуникаций с уверенностью сообщил, что этот столичный игрок — компания СТРИМ-ТВ.

ЗАО «СТРИМ-ТВ» создано в октябре 2006г. для управления активами акционерной финансовой корпорации (АФК) «Система» в области платного телевидения. СТРИМ является 100-процентной дочерней компанией ОАО «Система Масс-медиа». В задачи компании входит управление активами в области платного ТВ в масштабах России и развитие этого бизнеса.

В настоящее время все операторы группы компаний СТРИМ имеют лицензии, достаточные для предоставления услуг double play (платное ТВ и широкополосный доступ в Интернет).

СТРИМ до конца года собирался сформировать несколько филиалов в регионах. Об этом сообщал генеральный директор ОАО «Система Масс-медиа» Элдар Разроев на форуме «Инвестиции в цифру». Разроев также высказывался о том, что у компании есть разрозненные активы и сейчас у нее стоит задача структурирования бизнеса.

«Система Масс-медиа» на самарском рынке представлена достаточно давно в виде ЗАО «Комстар-ОТС», которые в 2006г. говорили о проекте по выводу услуг широкополосного доступа и платного телевидения (СТРИМ-ТВ) на региональный уровень, на базе дочерних компаний и филиалов «Комстар». «СТРИМ-ТВ» на самарском рынке еще не представлен, но, судя по всему, скоро начнет активную рекламную кампанию.