Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №48 (213) | 17 декабря 2007г.
 

Глубокий заход

АВТОВАЗ ввели в систему построения новой модели мирового порядка

Антон Здобнов

На минувшей неделе участниками рынка и экспертами активно обсуждался проект сотрудничества АВТОВАЗа и Renault. Подробности сделки и концепция предполагаемого сотрудничества до конца официально не озвучены, однако большинство наблюдателей сходятся во мнении, что данное решение продолжает линию на взаимодействие с «католической Европой» (см. «Хронограф» №19 (184) от 21.05.07), начатую после встречи президента РФ Владимира ПУТИНА с Папой Римским БЕНЕДИКТОМ XVI и подтвержденную в ходе переговоров с президентом Франции Николя САРКОЗИ.

Напомним, 8 декабря глава госкорпорации «Ростехнологии», председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Сергей Чемезов и президент Renault Карлос Гон подписали в Тольятти меморандум о взаимопонимании (см. «Хронограф» №47 (212) от 10.12.07). Окончательно оформить сделку и подписать контракт о продаже пакета планируется в срок до 26 февраля.

Сумма сделки официально не озвучена, однако глава совета директоров «Тройка-диалог» Рубен Варданян в комментариях одному из СМИ назвал цифру $1,36 млрд., что, по оценкам экспертов, практически соответствует рыночной.

После подписания меморандума представители АВТОВАЗа и Renault начали охотно делиться планами по расширению производства, обновлению модельного ряда и решимостью в обозримом будущем войти в тройку крупнейших мировых производителей. В частности, было объявлено, что производство в Тольятти планируется увеличить до 1,5 млн. автомобилей, полностью обновить модельный ряд Lada к 2014 г., начать выпуск моделей класса В (ориентировочная стоимость $10-12 тыс.), класса С ($12-15 тыс.) и сохранить производство автомобилей бюджетного сегмента.

Кроме того, было заявлено о планах по созданию производства по выпуску 450-500 тыс. двигателей. До конца не ясно, какую сумму планируется привлечь на реализацию этих проектов. Сергей Чемезов ограничился заявлением о том, что объем инвестиций будет не менее $900 млн.

Как отмечают наблюдатели, АВТОВАЗу, скорее всего, придется продолжить программу заимствования средств на рынке. 7 декабря на совете директоров было принято решение о размещении биржевых облигаций в объеме 10 млрд. р. Будут выпущены облигации 10 серий (БО-01 — БО-10) по 1 млн. бумаг номиналом в 1 тыс. р.

С начала недели рынок позитивно реагировал на новость о выборе АВТОВАЗом стратегического партнера, однако к пятнице акции потеряли в цене почти 10%. По мнению аналитиков, такое развитие событий легко угадывалось: рост акций до этого во многом был обусловлен спекулятивным спросом. В оценках более-менее долгосрочной перспективы эксперты проявляют достаточную осторожность. Так, аналитик «Банка Москвы» Михаил Лямин заявил «Хронографу», что «видимо, руководство АВТОВАЗа и Renault все же по-разному оценивают сделку». «АВТОВАЗ позиционирует сделку как вхождение завода в альянс Renault-Nissan.

На самом деле и у французов, и у японцев во всем мире есть масса партнеров и дочерних компаний, которые фактически являются их сборочными производствами. АВТОВАЗ может стать таким предприятием, пусть и более крупным. Я не думаю, что между АВТОВАЗом и Renault начнется какой-то глобальный обмен технологиями. Я не думаю, что завод ждет революция», — отметил аналитик. Его мнение разделяет и аналитик ИК «ФИНАМ» Константин Романов: «На новость о продаже блокирующего пакета Renault рынок отреагировал позитивно, однако рост акций в некотором смысле является спекулятивным. На сегодняшний день стратегия сотрудничества с Renault, по сути, не ясна. Решение о размещении облигаций, безусловно, продиктовано потребностью АВТОВАЗа в деньгах, поскольку вырученные от продажи блокирующего пакета деньги получит не АВТОВАЗ, а продавец пакета — Ростехнологии».

Между тем объяснение причин этой сделки можно найти в более глобальных процессах, участниками которых сегодня пытаются быть госкорпорация «Ростехнологии», Газпром и прочие крупнейшие российские компании, пытающиеся быть в кремлевской обойме. Данное решение продолжает линию на взаимодействие с «католической Европой», начатую после встречи в 2006 г. президента РФ Владимира Путина с Папой Римским Бенедиктом XVI и подтвержденную в ходе недавних переговоров с Николя Саркози. Реформа РАО ЕЭС уже стала примером работы по масштабному взаимопроникновению российского и западноевропейского бизнеса. Стоит ожидать, что следующим шагом может стать серьезное сближение России с Францией по линии атомной энергетики. Возможно, для этих целей 13 декабря Путин назначил главой госкорпорации «Росатом» Сергея Кириенко.