Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №48 (213) | 17 декабря 2007г.
 

В плену регламента

Оказались депутаты ТГД

Максим Климов

14 декабря прошло третье заседание ТГД, проведенное в рамках существенно измененного регламента, принятого 7 ноября 2007 г. Суть нововведений — в более четком разграничении полномочий ТГД и мэрии. Так, например, вопросы, касающиеся деятельности мэрии г. Тольятти, теперь оформляются не в качестве решений, а просто записываются в протокол. Причиной тому послужило частичное приведение регламента в соответствие с ФЗ-131. Стоит отметить, что ряд депутатов утверждают, что подобные изменения в регламенте были продавлены начальником юридического управления ТГД Владимиром ЛУЧКОВЫМ (на фото) и председателем ТГД Александром ДРОБОТОВЫМ.

Стоит напомнить, что 1 января 2006 г. в ФЗ-131 был внесен ряд поправок. В частности, п. 3 ст. 43 ФЗ-131, в соответствие с которым и была приведена часть регламента, вступившего в силу 7 ноября 2007 г., гласит: «Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим федеральным законом».

Возможность влиять на мэрию у ТГД серьезно утрачивается. Юристы ТГД сочли, что существовавшая ранее практика принятия решений путем одновременного подписания и мэром, и председателем ТГД будет противоречить ФЗ-131. Т. е. механизм был таков: некоторые формулировки, например «принять к сведению», вносились в решение, которое после подписи председателя ТГД шло на подписание мэру. Тем самым решение, в которое могли внести свои замечания в том числе и депутаты, автоматически становилось обязательным к исполнению для структурных подразделений мэрии. Теперь же такого рода формулировки просто заносятся в протокол думы. И все.

Сегодня, как и прежде, ТГД принимает большой объем обращений и заявлений с инициативами избирателей. Раньше они анализировались, после чего ТГД могла требовать от мэрии учесть в своей работе наиболее рациональные и обоснованные предложения. Однако теперь, когда вступил в силу обновленный регламент работы ТГД, логично возникает вопрос: как ТГД сможет эффективно реагировать на обращения?

Также неизвестен механизм оформления рекомендательных предложений для мэрии. Как утверждают специалисты ТГД, требования ФЗ-131, в соответствии с которым были внесены поправки в регламент, больше подходят для работы Государственной и губернской дум, мотивируя это отсутствием законотворческой деятельности ТГД.

Представительный орган местного самоуправления занимается прежде всего нормотворческой деятельностью, но не законотворческой. И это тоже определено ФЗ-131. Это дает повод для разговоров о неквалифицированной работе юристов ТГД, т. к. они не смогли выработать механизма, который бы позволил при работе с документами не выходить за рамки ФЗ-131. Также юристы ТГД своевременно не предостерегли рабочую группу по регламенту о возможных проблемах.

По мнению группы депутатов, регламент был продавлен начальником юридического управления ТГД Владимиром Лучковым и председателем ТГД Александром Дроботовым. Подобная ситуация вполне могла иметь место, учитывая то, что Лучков, являясь чиновником, вынужден выполнять не только прямые обязанности, но и негласные указания, идущие из мэрии г. Тольятти. Дроботов, являясь председателем рабочей группы по внесению изменений в регламент, также мог вовремя оповестить коллег о последствиях. Однако, являясь одним из заметных членов партии «Единая Россия» в городе вместе с и. о. первого заместителя города, приоритетными считает не только свои думские дела, но и партийные.

Можно предположить, что изменение регламента ТГД и реструктуризация мэрии г. Тольятти являются следствием одного и того же процесса. Так, например, правительство Самарской обл. в лице губернатора Владимира Артякова неоднократно заявляло о разбалансированности ситуации в «обезглавленном» Тольятти и необходимости наведения в нем порядка. Поэтому в силу этой причины увеличивается ответственность чиновников г. Тольятти, воспринявших это как прямое указание. Вполне естественно, что в этой ситуации абсолютное большинство полномочий должно перейти мэрии, а ТГД уйдет на второй план. Также высказываются предположения о том, что федеральному законодателю невыгоден сильный уклон в сторону местной представительской власти. Что свидетельствует об укреплении властной вертикали теперь уже не только на федеральном и региональном уровне.