Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №47 (212) | 10 декабря 2007г.
 

Клонирование фондов

На рынке социоисследований появился неизвестный новый игрок

Андрей Ельченко

На тольяттинском рынке социологических исследований появился новый игрок под названием ФСИ «Социо-центр». Старожилы рынка исследований сомневаются в факте реального существования компании с таким названием. Особое удивление вызвал факт идентичности слов названия «Фонд социальных исследований» с одноименным самарским фондом, членом ESOMAR, руководимым Владимиром ЗВОНОВСКИМ.

В конце минувшего месяца заявил о себе новый оператор рынка социоисследований Фонд социальных исследований «Социо-центр». Способом вхождения в рынок был избран директ-мэйл со ссылкой на электронный адрес web-сайта фонда. На сайте заявляется, что среди прочего фонд ведет исследования аудиторий теле- и радиовещания в группе городов ПФО: Нижнем Новгороде, Казани, Самаре и Тольятти. Факт появления нового игрока внес интригу среди операторов медиарекламного рынка, которые стали задаваться вопросом, какая структура стоит за новоявленным оператором.

Участники медиарекламного рынка — рекламодатели и телерадиовещатели — занимаются операциями по купле-продаже внимания аудитории теле- и радиопрограмм. Наличие одного или нескольких независимых от рекламодателей и вещателей операторов социоисследований, измеряющих количественные и качественные параметры аудиторий вещаемых теле- и радиопрограмм, крайне важно для нормального функционирования рынка.

Профессиональные исследования позволяют оценить реальную величину и качественные параметры аудиторий. К числу этих параметров относятся средний возраст, средний доход на члена семьи, процент мужчин/женщин, автомобилистов, принимающих решения о корпоративных покупках, раскладка по уровням образования, социальному и семейному положениям, рейтинговые параметры программ не только среди всего населения, но и среди различных половозрастных и потребительских групп населения. Наличие этих данных делает медиарекламный рынок прозрачным и понятным, а значит, повышает его привлекательность для рекламодателей. Профессионализм и непредвзятость исследовательских компаний, их стаж работы на рынке играют ключевое значение.

Ранее в Тольятти были представлены два социооператора медиарекламного рынка: самарский Фонд социальных исследований (под руководством Владимира Звоновского), ведущий исследование аудитории телерадиовещания Тольятти с осени 2005г. по выборке 500 чел. в 6 месяцев, и екатеринбургская межрегиональная исследовательская компания Arbalet, ведущая исследование аудитории радиовещания Тольятти с лета 2004г., в том числе непрерывное исследование с апреля 2007г. Arbalet ведет исследование по апробированной федеральными социооператорами методике Day After Recall Modified по выборке 1350 чел. в 3 месяца.

Появление третьего оператора, заявившего выборку по Тольятти в 1500 чел/мес, всполошило действующих игроков. Особое удивление вызвал факт идентичности слов названия «Фонд социальных исследований» (ФСИ) с одноименным самарским фондом, членом ESOMAR, руководимым Владимиром Звоновским. Руководитель аналитического отдела самарского ФСИ Мария Землянская заявила «Хронографу»: «Мы находимся в недоумении и обсуждаем, каким образом реагировать на это». Перспектива судебного разбирательства в данном случае пессимистична, так как создатели ФСИ «Социо-центр» на своем сайте www.socio-center.net не удосужились оставить никаких координат. Представитель ИК Arbalet в Самарской обл. Андрей Балин сообщил «Хронографу» следующее: «На сайте этой организации отсутствует как описание продукта, так и публичная оферта. Работа по такой большой выборке неизбежно несет в себе значительные издержки. Их покрытие может быть лишь синдикативным, в противном случае имеет место единственный заказчик, что неприемлемо на современном рынке социоисследований, либо это фальшивка от начала до конца».

Между тем ИК Arbalet на сайте своего представительства в Самарской обл. www.arbalet-63.ru опубликовала общие данные очередного отчета об исследовании аудитории радиовещания Тольятти за период август — октябрь 2007г., а также первый отчет об исследовании аудитории радиовещания Самары за тот же период. В ближайшие дни для подписчиков Arbalet будут выпущены отчеты об исследовании аудиторий радиовещания Тольятти и Самары за период сентябрь — ноябрь 2007г. На очереди — запуск исследования аудитории телевещания Тольятти. «Жизнь расставит все по своим местам, — заключил Андрей Балин. — Главное — системная и качественная работа».